О деле Голубева стало известно спустя почти неделю после того, как СМИ сообщили о задержании многодетной матери Светланы Давыдовой из города Вязьма Смоленской области. В ее квартиру 21 января ворвались сотрудники ФСБ и, показав документы об обвинении в государственной измене, задержали женщину.
По версии силовиков, Давыдова нарушила уголовное законодательство после того, как позвонила в посольство Украины в Москве и поделилась мыслями о том, что российских солдат из части, расположенной около ее дома, могут отправить на Украину. Такой вывод Давыдова сделала после подслушанного в маршрутке разговора одного из солдат о том, что их отправляют в командировку. В посольство она позвонила в апреле 2014 года.
Дело Давыдовой приобрело широкий общественный резонанс. В короткое время в ее поддержку было собрано около 40 тысяч подписей, которые на днях доставили в администрацию президента РФ. Ее делом заинтересовались как в президентском Совете по правам человека, так и детский омбудсмен Павел Астахов.
После задержания 21 января Давыдова была арестована, до вчерашнего дня она находилась в московском следственном изоляторе "Лефортово". Накануне ее освободили, ночью 4 февраля ей удалось воссоединиться с семьей, однако расследование уголовного дела против нее продолжается.
Дела Давыдовой и Голубева стали возможны после поправок в статьи 275 и 283 Уголовного кодекса. Давыдовой, в частности, инкриминируется "государственная измена", а именно "оказание консультационной помощи иностранному государству в ущерб безопасности РФ". Такая формулировка появилась после того, как Государственная дума в 2012 году приняла поправки, упрощающие уголовное преследование за государственную измену.