Cообщи

Евгений Зубри, Елена Слепова: выставка о Холокосте заставила пристальнее взглянуть на то, что нас окружает

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Евгений Зубри, предприниматель
Евгений Зубри, предприниматель Фото: личный архив

Философы утверждают, что ничего в нашей жизни не происходит случайно. Любое событие имеет свой сакральный смысл. Резонанс в обществе, вызванный скандальными работами польских авторов в тартуском музее, и череда происшествий после запрета двух видео-сюжетов Артура Жмиевского заставили пристальнее посмотреть на тех, кто нас окружает.

В попытках найти истину, которая, как известно, всегда где-то рядом, но в руки не дается, пришлось потратить время на заезд в тартуский музей. Хотелось  услышать комментарии музейных специалистов. К сожалению, ни г-жу Артель, ни г-жу Полуяненкову застать  не удалось, а наши случайные  собеседницы, работающие в музее, и сами  не могли понять, где их коллеги высмотрели в работах  Артура Жмиевского насмешку над Холокостом. И действительно, в сопроводительных текстах на английском и эстонском языках ни слова не сказано о попытке переосмысления темы концлагерей в ироническом ключе.

Милейшие  сотрудницы музея не смогли дать никаких объяснений причин инцидента, тщетно стараясь донести до нас  глубинный смысл выставленных произведений, и отсылали к уже знакомой видео-записи интервью Раэль Артель и Юлии Полуяненковой. Кстати, г-жу Полуяненкову телевизионщики зачем-то повысили в звании, назвав куратором выставки. На самом деле она является рядовым сотрудником музея. Нужно отдать должное музейщикам: в подборку видео-материалов теперь  включены  не только уже известный анонс выставки от лица двух названных дам, но и сообщения о резкой реакции общественности разных стран.

На тебе, Боже, что нам не гоже!

Сама экспозиция приводит в недоумение.  Представлены невероятно слабые, даже с точки зрения « искусства для искусства», неинтересные работы, по аналогии с киноиндустрией - малобюджетные, самая новая из которых датирована 2008 годом. Скорее всего из-за скудного финансирования Министерством культуры были собраны творения из серии  «на тебе, Боже, что нам не гоже!», частично уже запрещенные в Германии. Устроители выставки не предавались излишним размышлениям о сути концептуального искусства и причинах запрета экспонатов в Германии.

Умысел или невежество?

Очень печально, что  произошло все это в Эстонии, с которой  пятно Холокоста еще  не смыто. А теперь давайте представим, какие выводы должны были бы сделать молодые люди на выставке  после комментариев  куратора? Своевременный запрет демонстрации роликов с игрой в пятнашки в газовой камере и обновлением татуировки  бывшего узника концлагеря, будем надеяться, уберег неокрепшие умы от представления о конвейерах смерти для  миллионов, как о забаве прошлого.

Тем не менее,  никакого государственного злого умысла в экспозиции  нет. Налицо профессиональная некомпетентность, девальвация морально-этических норм, душевная неразвитость и издержки современного эстонского образования в виде вольного толкования истории. Как еще объяснить уверенность устроителей показа в том, что чудовищную трагедию узников концлагерей через 70 лет  можно интерпретировать весело и забавно? Ссылка на гениальный фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» в качестве примера иронии над Холокостом откровенно неудачна. Назвать этот фильм комедией, значит, не понять в нем вообще ничего. Про свободу слова  и самовыражения в демократическом обществе даже дискутировать не хочется.

Консолидация общества

Еврейская община сыграла свою немаловажную роль, высказав решительный протест объявленной концепции выставки. Эстонские мусульмане, грузинское культурное общество, ветераны войны, Союз бывших малолетних узников концлагерей Эстонии, НКО « Эстония без нацизма», политики   и простые жители нашей страны разных национальностей , не потерявшие совесть, выступили против уродства, пусть и неумышленного. Холокост- это не только еврейская трагедия, это общечеловеческая боль. У  пепла концлагерной печи  национальности нет.  

После драки машут кулаками

Странно, что к общественным  протестам не присоединились в самом начале представители многочисленных  организаций российских соотечественников в лице всевозможных  альянсов, советов, органов и центров по борьбе с «фашистским режимом»  Эстонии. Зато начали активно махать кулаками после драки. Из далеких далей снова появился  одиозный  Дмитрий Линтер, представляющийся начальником каждый раз разных заведений и институтов с неизменно забавными названиями. Знали его до недавнего времени  как директора института патриотических технологий, нынче же  он представитель российской Ассоциации неправительственных организаций «Право против фашизма». Активист Русского Альянса общественных объединений Эстонии намерен довести дело против тартуского музея до суда. Истец, видимо, не в курсе, что эпатажных экспонатов больше на выставке нет, официальные  извинения принесены и приняты, оценка произошедшему дана. Поэтому хотим подсказать пламенному борцу с фашизмом Линтеру идею другого искового заявления.

«Милая» шутка про абажуры

Член НКО « Русская школа Эстонии» Алиса Блинцова  сочла возможным  внести свою лепту в дело о музее. По совместительству еще и член НКО «Эстония без нацизма» назвала абажурами тех, кто добивался удаления работ Жмиевского с выставки. «Милая» шутка берет свое начало в чудовищной практике нацистов по изготовлению абажуров из человеческой кожи. В демократических странах такие заявления обычно получают оценку в зале суда. Стоит вспомнить скандал с участием ведущего дизайнера с мировым именем Джона Гальяно, который публично пошутил на тему Холокоста. Этот случай закончился  увольнением Гальяно из дома моды Christian Dior, публичным  остракизмом и лишением ордена Почетного Легиона. Похоже, правозащитница Блинцова эту историю не знает.   Так, может быть, Дмитрию  Линтеру вместо судебного  разбирательства с уже повинившимися работниками музея в Тарту уместнее разобраться со своей коллегой по борьбе с фашизмом и  дать оценку ее трактовки понятия  «абажуры»? Надежда  весьма слабая.

Наверх