Меркель вступилась за свободу слова

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Reuters/ScanPix

На прошлой неделе канц­лер Германии Ангела Меркель совершила смелый и противоречивый шаг — она наградила датского карикатуриста Курта Вестергаард, который пять лет назад опубликовал карикатуру на пророка Мухаммеда, возмутившую весь исламский мир.



Карикатура, опубликованная в 2005 году в Jyllands-Posten, вызвала гневные акции протеста во многих исламских государствах, в результате которых погибли 150 человек.
Карикатура, изображающая пророка Мухаммеда с бомбой в тюрбане, настолько возмутила мусульман, что Вестергаард на протяжении пяти лет находился у них на прицеле, и он до сих пор получает письма с угрозами о расправе.  

Горячая речь

И именно за эту карикатуру Германия теперь решила дать 75-летнему художнику престижную премию. Коллоквиум M100Sanssouci наградил датчанина за пропаганду свободы прессы и слова и за смелость, проявленную при отстаивании демократических ценностей.

Ко всеобщему удивлению со словами признания в адрес Вестергаарда и свободы прессы выступила канц­лер Меркель.  

«Что касается иллюстратора и карикатуриста Вестергаарда, то тут все дело в свободе мнения и прессы. Может ли западное общество с его ценностями опубликовать карикатуру на Мухаммеда — да или нет? Можно ли ему это делать? Да, можно!» — убежденно воскликнула защитница свободы прессы Меркель.  

По словам Меркель, вопрос в том, нужно ли в Европе из страха перед массовыми демонстрациями и насилием отказываться от ценностей свободы. По мнению канцлера, свобода слова в том и заключается, что люди могут выражать свое мнение и не бояться из-за этого за свою жизнь.

«Нам не следует относиться к этой ценности как к чему-то само собой разумеющемуся. Вестергаарду по сей день приходится бояться за свою жизнь, — сказала Меркель. — Толерантность сама себе роет яму, если не защищается от нетерпимости». «Лично для меня свобода — это самый счастливый опыт в моей жизни, — продолжила она. — После падения Берлинской стены и воссоединения Германии прошло больше 20 лет, но до сих пор ничто так не вдохновляет и не наполняет меня положительными эмоциями, как сила свободы». По мнению многих изданий и лидеров Германии, речь Меркель, произнесенная в защиту Вестергаарда, была лучшей за всю ее карьеру канцлера.

Разные случаи

Меркель нередко упрекают в том, что своими речами она никого не в состоянии убедить, но теперь, по мнению многих, она сделала это, не проявив при этом враждебности по отношению к мусульманам и не дискриминируя их.

Однако немало было и тех, кому речь Меркель не понравилась. Лидеры мусульманских организаций Германии считают, что канцлер лишь подлила масла в огонь, поскольку совсем недавно СМИ обсуждали одного из руководителей Центробанка — Тило Саррацин, который неуважительно отозвался о мусульманах.

По мнению Меркель, это совершенно разные случаи: Саррацин как высокопоставленный чиновник не имел права выступать с речами, враждебными по отношению к исламу, а СМИ имеют право публиковать все, что посчитают нужным.

Комментарии
Copy
Наверх