Cообщи

В ИВЦБ по-прежнему ощущается нехватка врачей-специалистов

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Александр Комшин

В Ида-Вируской Центральной больнице (ИВЦБ) на сегодняшний день ощущается нехватка некоторых врачей-специалистов, что, разумеется, сказывается и на качестве предоставляемой пациентам медицинской услуги. Впрочем, как говорят руководители уездной больницы, нехватка нужных врачей-специалистов затрагивает и другие больницы Эстонии.

В ИВЦБ особо ощущается нехватка таких специалистов как уролог, кардиолог, офтальмолог, ЛОР-врач, невролог. Во врачах-специалистах нуждается и отделение экстренной помощи больницы.

По словам главного врача ИВЦБ Айме Кейс, одной из основных проблем укомплектования штата специалистами является незнание ими языка: молодые специалисты, заканчивающие медицинский факультет Тартуского университета, не приезжают в Кохтла-Ярве, поскольку не владеют русским языком, а специалисты, прибывающие из так называемых третьих стран, не знают эстонского языка. Плюс у последних, в отличие от врачей из Эстонии и других стран ЕС, иная система подготовки и обучения.

- Речь, в первую очередь, идет о тех специалистах, которые приезжают к нам из Украины и России, - поясняет А. Кейс. - И если мы видим, что человек действительно имеет опыт работы в медицине и готов работать в нашем коллективе, то даем ему возможность пройти резидентуру и сдать экзамен на профпригодность.

Прежде чем врач, прибывающий из другой страны, получит работу в лечебном учреждении Эстонии, он должен получить лицензию на деятельность от Департамента здравоохранения. Его могут зарегистрировать как специалиста на основании большого стажа работы, либо как врача общей практики. Есть еще и третий вариант – отправить человека для сдачи теста на профпригодность на медицинский факультет ТУ. И вот здесь у многих возникает проблема, поскольку тест необходимо сдавать на эстонском языке.

- В наших договорах, - продолжает главврач ИВЦБ, - есть пункт о том, что врач должен выучить эстонский язык за два года. И это уже зависит от самого человека: если он будет заинтересован работать у нас, то к изучению языка отнесется крайне серьезно. В качестве примера можно привести двух ортопедов из Украины: пока занимались оформлением их документов, они самостоятельно начали изучать эстонский язык по интернету. Более-менее общаться с ними на эстонском языке стало возможно примерно после трех-четырех месяцев их работы у нас.

Что касается молодых специалистов, то, по мнению собеседницы, они не хотят работать в ИВЦБ не потому что такая плохая больница, а потому что Ида-Вирумаа до сих пор считается неблагополучным регионом.

- Наша больница, - говорит А. Кейс, - в состоянии оказывать населению услуги на европейском уровне. Взять хотя бы интенсивную терапию, в ИВЦБ она развивается не хуже, чем в больницах Тарту или Таллинна. Или, скажем, восстановительное лечение: после проведенного ремонта здания для нуждающихся в реабилитации пациентов теперь созданы самые современные условия. Обновляем и совершенствуем работу и в других отделениях. Так что по оказанию медицинских услуг мы ни в коем случае не уступаем аналогичным центральным больницам страны.

В настоящее время самым востребованным специалистом в ИВЦБ является врач-уролог. В больнице он один, поэтому работает с большой нагрузкой. К тому же он еще и сам оперирует. Раз в месяц со своими консультациями в ИВЦБ приезжают урологи из Тарту, но этого недостаточно для того, чтобы обслужить всех пациентов.

Не хватает кардиологов. Сейчас в ИВЦБ трое специалистов работают в стационаре, еще двое ведут амбулаторный прием. Ощущается нехватка врачей экстренной медицины, специалистов по ЛОР-заболеваниям, неврологов.

Что касается врачей экстренной медицины, то больница могла бы уже сегодня взять на работу в ЭМО сразу четырех специалистов. «Но где же их взять? – сетует Айме Кейс. - В Эстонии вообще с этими специалистами проблема, потому что работа тяжелая, а нагрузка колоссальная».

С 1 декабря 2014 года, то есть чуть более трех месяцев назад, к работе в качестве заведующего отделением экстренной медицины (ЭМО) приступил бывший руководитель Ида-Вируской службы скорой помощи Арнольд Персидский. В ЭМО долгое время не было руководителя. И теперь в ИВЦБ надеются, что опытный специалист сможет наладить работу экстренной медицинской помощи в регионе в соответствии с общегосударственными требованиями.

Степень нехватки врачей той или иной специализации в больнице, как правило, оценивается по тому, хватает ли специалистов во время круглосуточного дежурства.

- На дежурстве должно быть столько разных специалистов, чтобы в случае необходимости оказать пациенту квалифицированную медицинскую помощь, - объясняет главврач А. Кейс. - Один специалист не может 48 часов подряд находиться на дежурстве, ему нужна подмена. Согласно имеющемуся нормативу, в центральной больнице на дежурстве должно быть не менее десяти врачей-специалистов. Другой вопрос, что у людей большая рабочая нагрузка, поэтому мы не можем в приказном порядке заставить врача-специалиста заступать на круглосуточное дежурство. В основном наши врачи-специалисты с пониманием относятся к существующему положению, и хотя бы по 12 часов, но дежурят. Есть такие специалисты, которые постоянно не находятся во время дежурства в больнице, а их при необходимости привозят из дома, это касается, например, ЛОР-врача, эндоскописта, офтальмолога, радиолога.

Если взглянуть на статистические данные, то в прошлом году в Ида-Вирускую Центральную больницу приехали работать ортопеды из Украины и России. Появился новый зубной врач, который родом из России, но в последнее время работал в Польше. Еще один гинеколог из России в настоящее время учится в резидентуре. В ближайшее время в команду больницы могут влиться еще два невропатолога из Украины – они уже получили регистрацию в Департаменте здравоохранения, а также ЛОР-врач из Молдовы.

В то же время в 2014 году из больницы ушли двое специалистов - один из них уехал работать во Францию, а другой в Таллинн.

Решать проблему с нехваткой молодых специалистов в ИВЦБ собираются в том числе, сотрудничая с медицинским факультетом Тартуского университета, где с осени 2015 года шестой курс обучения студентов хотят сделать чисто практическим, как это было раньше в форме интернатуры.

- У нас есть договорённость с ТУ, - говорит А. Кейс, - о том, чтобы взять себе на практику десять человек, если, конечно, такие желающие найдутся. Но, как минимум двое ребят уже заявили, что готовы пройти в нашей больнице практический курс.

Очереди к врачам-специалистам регулирует Больничная касса

Из-за нехватки врачей-специалистов неизбежно возникает еще одна проблема - большие очереди на прием или на плановую операцию. Очередность к врачам-специалистам регулируется Больничной Кассой Эстонии (БК). Нормальным считается, если очередь к тому или иному специалисту не превышает 42 дня, если больше, тогда специалисты БК должны выяснять, почему так происходит.

- Из-за нехватки кадров, - говорит главный врач ИВЦБ, - очереди к некоторым врачам-специалистам в нашей больнице превышают установленный БК норматив. Это касается того же уролога, офтальмолога или кардиолога. Согласно проведенному в конце прошлого год Больничной кассой аудиту, очередь, например, к урологу составляла 135 дней. Но зато радиологические исследования у нас делаются пациентам быстрее, чем в других больницах.

По словам А. Кейс, очередь к специалисту зависит также и от того, какой договор заключен между БК и больницей на деятельность того или иного врача-специалиста. Если денег выделено мало и они уже исчерпаны, то понятно, что врач-специалист не станет бесплатно работать. Высокие начальники считают, что раз население в Ида-Вирумаа сокращается, то и денежных средств на медицину надо выделять меньше. На самом же деле в уезде проживает много пожилых людей, которые в большей степени нуждаются в различного рода медицинских услугах.

Сегодня в Ида-Вируской Центральной больнице работает чуть более 1000 человек, из них около 800 медицинских работников, в том числе порядка 150 врачей.

Наверх