Максим Волков: «У Нарвы есть еще пять-семь лет на свободный выбор собственного будущего»

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Максим Волков.
Максим Волков. Фото: Алексей Старков

Немногим более года минуло с того дня, как в команду нарвских управленцев влился журналист, экономист и кавээнщик Максим Волков, ставший вице-мэром по вопросам городского хозяйства. Год спустя в интервью «Инфопрессу» Волков отметил, что при всей текущей важности состояния улиц или транспорта ему не дают покоя иные, стратегические, проблемы приграничного города.

- Что из ожидаемого вами при вступлении в должность за этот год удалось исполнить, а что оказалось нереализованным?

- В прошлом году, когда я сюда пришёл, задачей номер один были дороги в Нарве. Прокладка труб в рамках водных проектов подходила к завершению, и надо было решить большую коммунальную проблему, связанную со строительством и восстановлением дорог. Мне кажется, что стараниями и наших сотрудников, и помогавших нам депутатов это удалось. Мы уложились по срокам, и всё, что было запланировано, построили и отремонтировали. То есть если подводить итог прошлого года, то дороги Нарвы год назад и сейчас - это две большие разницы. Хотя тут даже «плач Ярославны» раздавался.  Кто-то сказал, не разобрав, другие подхватили: ой-ей-ей, город Нарва может стать банкротом, не успевают, не уложатся, чиновников заставят принимать недоделки… Ничего подобного, всё мы сделали согласно договорам, все фонды довольны, а «Нарва Веси» в прошлом году было признано по одной из категорий самым успешным предприятием Эстонии.

- Кстати о водном проекте, с которым были связаны дорожные проблемы. С качеством-то воды вопросы в Нарве теперь решены?

- Сейчас мы завершили ту часть проекта, которая относится к прокладке трасс. А полностью вопросы качества будут решены, когда запустят новую станцию очистки воды, она сейчас на последней стадии строительства находится. Пробные пуски у неё запланированы на апрель. Не так много в Европе водофильтровальных станций, у которых есть такое количество систем очистки.

Предприятие «Нарва Веси» сейчас озадачилось прокладкой новых труб между магистральным водопроводом и квартирными товариществами. Это очень важный нюанс, чтобы чистая вода, подойдя к домам, не потеряла своего качества.

- Так что всё-таки разочаровало вас, обмануло ваши ожидания за этот год работы в Нарве?

- Скажем так, мне пришлось убедиться, что в нашей республике есть две Эстонии. Одна - та, которую мы видим здесь, в Нарве, и в большинстве других местных самоуправлений. А вторая - та, которая построена в Таллинне Эдгаром Сависааром. Его можно любить, можно не любить, я в данном случае говорю не как член центристской партии, а как житель Нарвы, проживший долгое время в Таллинне. К сожалению, за пределами Таллинна нет таких денежных возможностей, которые есть у столицы и которые позволяют ей реализовывать смелые проекты и программы. Это и бесплатный общественный транспорт, и программы строительства муниципального жилья, и обустройство объектов недвижимости…

В Нарве далеко не всё можно реализовать по той простой причине, что мы не столичный регион и очень сильно зависимы от финансирования со стороны государства, от подходов государства к решению тех или иных проблем. К сожалению, вот это и создаёт две разные Эстонии - одна притягивает к себе людей, в другой их удержать очень сложно. Недаром из городов у нас растёт только Таллинн.

Думаю, что многие из тех идей, которые реализованы в Таллинне, хорошо бы реализовать по всей стране.

- Практически что для этого надо, по-вашему? Перераспределение бюджетных денег?

- Непредвзятое их распределение, непредвзятый подход государства. Пока у меня впечатление, что есть определённая тенденциозность. Хороший пример тому - невыделение министерством экономики по нашей просьбе госбюджетных денег на ремонт Таллиннского шоссе в черте Нарвы, как важной транзитной дороги. У меня такое отношение к нам со стороны государства в голове не укладывается.

Необходимо всё-таки, чтобы политическая составляющая отошла на задний план и правительство видело в Ида-Вирумаа не место, где живут оппоненты, а регион, в котором живут такие же граждане, как и в других городах, где у власти находится не центристская партия.

- Максим, если говорить о ближайшем будущем, какие самые важные и большие вызовы вы в своей сфере для Нарвы видите?

- Коммунальная сфера - не та, куда нужно идти работать с расчётом на благодарность, тут всегда найдётся, за что зацепиться и покритиковать... Первое, чего хотелось бы добиться, - чтобы в управе заработал отдел надзора, которого нам очень не хватало. В Нарве хорошие нормативные акты, но суровость нарвских законов обуславливается необязательностью их исполнения. Как только у властей появится возможность тех, кто не соблюдает правила, каким-то образом к этому принуждать, думаю, ситуация изменится.

Второе, что хотелось бы продолжить, - это обустройство инфраструктуры по трём главным направлениям: строительство и ремонт внутриквартальных дорог, тротуаров, капитальный ремонт проезжей части. Инфраструктура в Нарве не отвечает требованиям дня, а без современной инфраструктуры нам очень сложно рассчитывать на то, что у людей будет желание оставаться здесь жить.

Если отрешиться от чисто коммунальных проблем - нам в Нарве очень важно прийти к пониманию того, каким мы хотим видеть наш город через двадцать лет. И эта задача стоит не только передо мной. Пока у меня сложилось мнение - дай Бог, чтобы я ошибался, - что такого комплексного представления нет. С моей точки зрения, в глобализирующемся мире, где люди перетекают из одного места в другое в поисках лучшего, невозможно быть городом, который живёт только сегодняшним днём и пытается заниматься всем. Нужно найти свою нишу, которая бы стала принципиальной точкой притяжения для всех решений по развитию. То есть понять, за счёт чего Нарва будет жить через двадцать лет, что будет давать рабочие места, что будет главным видом экономической активности. И на то, что к этому не относится, силы не тратить.

- Честно говоря, задавая этот вопрос, я думал, что вы скажете, например, о таком вызове, как задуманный в Нарве конкурс на обслуживание городских автобусных линий…

- Это не «вызов», а рутинная работа. Вызовом это было год назад, когда я впервые данную идею озвучил и мне сказали: «Ты чего! Никто тебе не даст это сделать, потому что так было всегда и так всегда останется». Теперь это уже отчасти дело минувшее; когда вопрос о конкурсе прошёл сессию городского собрания, я вздохнул с облегчением, потому что полугодовая достаточно нервозная ситуация, когда приходилось доносить важность этого шага, завершилась. Сейчас идёт тендер по поиску фирмы, которая будет готовить госпоставку на право обслуживания нарвских маршрутов.

- То есть вы не предвидите, что ближайшие месяцы в связи с «автобусным» конкурсом принесут вам массу головной боли?

- Ну, это будет, так сказать, текущая головная боль. Тема организации автобусного движения не является terra incognita. В других самоуправлениях по этому пути уже прошли не раз, так что эта дорожка протоптана со всеми извилинами. Если оспорят результаты поставки - что ж, значит, пройдём через процедуры споров. Не оспорят - хорошо. Если конкурс покажет, что ныне обслуживающее город «Нарва Буссивеод» предложит самую лучшую цену, - тоже замечательно.

А вот с точки зрения действительного вызова, мне кажется, очень важным придумать - как Нарве своё историческое наследие конвертировать в денежные знаки. У меня впечатление, что историческое наследие Нарвы мы пока что используем не очень хорошо. Оно не приносит того потока туристов, который могло бы приносить. Это чисто маркетинговая работа, но эту нишу надо найти.

- Вы ставите какие-то сроки, за которые надо выработать решение задачи «как жить через двадцать лет»?

- Сроки диктует сама жизнь. У нас демографический отток таков, что если мы упустим порядка пяти-семи лет - дальше нам просто придётся смириться со своей судьбой. Поэтому я думаю, что было бы хорошо прийти к решениям в течение работы нынешнего городского собрания.

Какой будет Нарва через 20 лет? Помните, была карта Эстонии, из которой видно, что в центре есть огромные территории, где почти никто не живёт. Либо поуезжали, либо это загибающиеся населённые пункты. Но мы-то находимся на стыке двух огромных экономических пространств, и у нас есть история - вот две вещи, за которые мы можем зацепиться. Мы из этого должны «выжать» максимум и сделать хороший, процветающий, европейский, скромный, опрятный город.

- В прошлом году у вас спросили, будете ли вы баллотироваться в Рийгикогу, вы ответили, что нет. Тем не менее, за минувшие несколько месяцев вы отметились в Интернете рядом выражений своей политической позиции. Например, критиковали социал-демократов за их предвыборные обещания по поводу русской школы. Значит ли это, что вы не хотите полностью уйти в тематику дорог, тротуаров и фонарей, а желаете хотя бы частично остаться и в политике, чтобы дальше двигаться по политическим ступенькам?

- Как год назад я сказал, что не буду баллотироваться в Рийгикогу, точно так же могу вам сейчас сказать, что не буду баллотироваться и на выборах в местные органы власти в Нарве. Я не ставлю себе этой задачи и принципиально не хочу этим заниматься. Потому что это называется «заниматься политикой».

То, что вы в вопросе упомянули, я не отношу к занятиям политикой. Я гражданин Эстонии, у меня есть своя гражданская позиция, и я считаю необходимым иногда её высказать. Делаю это не на митинге или собрании, а в свободное от работы время, на своей странице в «Фейсбуке». Это моя личная страница, на которой я делюсь со своими друзьями своими мыслями. Да, к примеру, меня не устраивает работа министра Осиновского, потому что до этого, ещё работая в СМИ, я общался с его предшественниками Аавиксоо и Лукасом. К сожалению, Осиновский повторяет те же, с моей точки зрения, абсурдные аргументы в защиту изучения в русскоязычных гимназиях ряда предметов на эстонском языке, тогда как конституция дает право школам выбирать язык преподавания. И я со своими друзьями этой оценкой поделился, потому что хочу, чтобы мои дети учились до окончания гимназии на русском языке, а государственный язык учили на уроках эстонского языка. Да, возникает полемика, но это не означает, что я пытаюсь собрать себе какие-то политические очки, – меня тревожит будущее моих детей.

- Известно, что вы учитесь в аспирантуре. Когда до защиты диссертации дело дойдёт?

- Ох, знаете, с этим сложная сейчас ситуация, потому что времени на учёбу катастрофически не хватает. Слава Богу, там нет жёстких сроков. Надеюсь, что рано или поздно дело до защиты дойдёт, но последние полгода плотно заниматься учёбой не получалось.

- Вы ведь в Петербурге учитесь…

- В Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.

- Тему для диссертации какую выбрали?

- Кратко говоря - опыт интеграции финансовых систем государств различного уровня экономического развития на примере вхождения Эстонии в Европейский Союз и применительно к созданию Евразийского Союза. Вы ведь знаете, что в Евразийский Союз будут входить такие государства, как Армения и Киргизия, которые с точки зрения экономики трудно сопоставить с Россией или Казахстаном, соответственно, и опыт интеграции финансовых систем государств разного масштаба небезынтересен.

Наверх