Рейн Вейдеманн: крупный куш и пустой мешок

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Рейн Вейдеманн
Рейн Вейдеманн Фото: Pm

Есть две эстонские народные мудрости: большой куш не по зубам и пустой мешок ничего не стоит. Если судить по разгоревшейся на прошлой неделе публичной ссоре между руководителем ERSO (Эстонский государственный симфонический оркестр. — Ред.) и министром культуры по поводу трех миллионов крон, то следует признать, что на сей раз народная мудрость соответствует истине.


В роли крупного куша, который оказался не по зубам, — «филармоническая реформа», в результате которой  ERSO должен был получить собственное здание и хор для исполнения ораторий.

Хор, который маэстро Неэме Ярви, вступивший в права художественного руководителя и главного дирижера ERSO, мог бы больше не одалживать у латышей и не комплектовать из эстонских хоров, поющих под различными крышами.

Такое стремление совершенно понятно, поскольку сам маэстро уже заявил в своем интервью в преддверии Певческого праздника в 2008 году: в Эстонии должна быть возможность в любой момент исполнить как «Послание Ионы» Тобиаса, так и «Симфонию тысячи участников» Малера, поскольку для этого у нас есть все необходимое.
Но, как выяснилось, мошна, из которой выкладываются деньги, не столь велика.

На пресс-конференции, состоявшейся накануне дебютного концерта, Ярви вновь призвал эстонское государство и город Таллинн к тому, что наряду с культурным центром Kultuurikatel и фестивалем «Биргитта» они не забывали, где же на самом деле находится золотой кладезь славы Эстонии, каковым и является наша хоровая культура, музыкальные коллективы, в том числе и ERSO, стоящий на пороге нового творческого взлета. И что вместо рассредоточенного финансирования следовало бы сделать ставку на крупные коллективы.

Ярви, человек мирового масштаба, прав: с ментальностью бобыля мы так и останемся цветком на обочине дороги в надежде, что нас заметят. А вот гастроли по миру с большими музыкальными формами помогли бы нам преодолеть чувство неполноценности. Если учесть масштаб Ярви, то именно он мог бы стать тем, кто покажет величие Эстонии.

Однако под бременем комплекса своих малых размеров можно легко оступиться и в сторону переоценивания себя. Величие не должно рождаться за счет других. Или же бюджет эстонского государства должен уподобиться цилиндру фокусника, из которого один за другим извлекаются за уши белые зайцы? Если бы он был таким хотя бы наполовину. Скудость финансирования культуры в Эстонии уже сама по себе анекдотична.

Вот так и формируется стратегия адаптации культуры в Эстонии по принципу «что мало, то и красиво». Хорошо еще, что мы можем доказывать собственное величие на певческих праздниках.

На фоне чувства гордости за эстонскую музыкальную традицию, наших музыкантов, композиторов и дирижеров недавняя заваруха между министерством культуры и ERSO воспринимается как нечто мелкое и унизительное. Так дайте же ERSO эти недостающие три миллиона крон и сядьте вновь за стол переговоров!

Ключевые слова

Наверх