Нарвитянин Игорь Куров собирает осколки Старой Нарвы в буквальном смысле слова — уже почти 20 лет коллекционирует кирпичи, являвшиеся частями утраченных довоенных зданий. В конце марта энтузиаст впервые представит свою коллекцию широкой публике, пишет «Виру Проспект».
Нарвский коллекционер старинных кирпичей представит их публике
Новость изнутри
26 марта в 14.00 в рабочих мастерских отделения строительства Нарвского профессионального учебного центра, что на Калда (не путать с главным учебным зданием на Креэнхольми), состоится открытие выставки старинных кирпичей, найденных в Нарве ценителем истории Игорем Куровым.
Господин Куров представит публике более 100 кирпичей из своей коллекции и расскажет о том, где многие из них были найдены, где и кем произведены, покажет экспонаты, происхождение которых пока является для него загадкой. Как известно, на производителя кирпичей указывают клейма, которыми снабжали свою продукцию кирпичные заводы в стародавние времена, но для идентификации прочитать клеймо мало. Уж слишком много было небольших заводиков, информацию о которых найти непросто. В то же время без специальной литературы можно догадаться, что кирпичи с клеймом Joala делали в самой Нарве, а о том, что клеймом «ФЯП» украшены кирпичи завода Филиппа Яковлевича Пантелеева, знают многие любители нарвской старины, сами собирательством кирпичей не увлекающиеся. Все-таки этих кирпичей разбросано по Нарве куда как больше, чем тех, кто интересуется их коллекционированием.
«Я знаю, что такие коллекционеры есть, но лично я ни с кем из них не знаком. Это, конечно, не массовое увлечение, - сообщает Игорь Куров, ищущий кирпичи и разгадывающий их загадки самостоятельно. - Большая часть мое коллекции — это кирпичи, произведенные во второй половине 19 века, когда Нарва начала активно строиться, в начале 20 века. Возможно, есть кирпичи шведского времени - те, на которых клейма в виде корон, но это только моя догадка. Есть интересные кирпичи раннего советского времени, есть английские, которые также вызывают интересные вопросы. То есть было бы любопытно узнать, привозили ли их в Нарву из Англии или делали где-то рядом по английской технологии на английском оборудовании. Некоторой загадкой для меня является то, что однотипные кирпичи одного производителя и размера могут очень существенно отличаться по весу».
Отдельная достойная исследований тема — впечатляющая прочность старинных кирпичей. Известны случаи, когда во время войны бомбы пробивали крыши нарвских домов, вылетали окна-двери, но кирпичные стены оставались на своих местах практически неповрежденными.
Игорь Куров сообщает, что у него есть мечта — найти место для постоянной экспозиции коллекции. По его мнению, в идеале было бы демонстрировать ее вместе с макетом Старой Нарвы, созданным Федором Шанцыным.
«Правда, и ему для своего макета пока не найти постоянного места. Надеюсь, оно найдется, и люди смогут посмотреть не только на то, как выглядела Нарва до войны, но и на ее настоящие частицы, выглядящие также довольно живописно», - говорит Куров, пока хранящий свою коллекцию в четырех разных местах. Уж слишком много места она занимает.
Кто есть кто?
«Коллекционирование кирпичей для меня является в некотором смысле выражением любви к Старой утраченной Нарве», - признается Игорь Куров, являющийся членом Нарвского общества защиты памятником старины. Общество занимается изучением нарвской истории, особенное внимание уделяя 20 веку, Первой республике, военному и послевоенному периоду, но главным делом общества совсем недавно было противодействие планам Тартуского университета построить новое здание Нарвского колледжа на Ратушной площади, на месте разрушенной в войну биржи. Борьба эта, как известно, закончилась поражением защитников старины и идеи, что нужно сохранить потомкам возможность восстановления зданий, находившихся до войны на Ратушной площади, воспроизведя их облик буквально. Колледж, только фасадом напоминающий биржу, был построен два с лишним года назад и успешно функционирует.
«То, что архитектурный ансамбль Ратушной площади не будет восстановлен, судя по всему, никогда, это, конечно, трагедия для Нарвы, - рассуждает Игорь Куров. - Во многих европейских городах, практически уничтоженных войной, воссоздавали ратушные площади в первозданном виде, считая это принципиально важным делом. У нас, к сожалению, важности этого не поняли».
Сейчас другой большой темы у Нарвского общества защиты памятников старины нет.
Другая жизнь
«Все мои занятия и увлечения так или иначе связаны с историей, краеведением, - информирует Игорь Куров. - Конечно, мой интерес к истории Нарвой, нашим регионом в целом, не исчерпывается, но самое важное для меня — это история родного края, во всех ее проявлениях».