Вопросы о том, когда же наконец, Северо-Восток Эстонии захлестнет волна сепаратизма и регион начнет отделяться от Эстонии, в последнее время поступают местным русскоязычным журналистам от их западных коллег постоянно. Не понимая сути происходящих в стране процессов, иностранцы стремятся видеть здесь то, что диктуют им привычные шаблоны. Тем не менее, задуматься есть над чем, пишет журналист Родион Денисов.
Родион Денисов: прививка от сепаратизма на Северо-Востоке
Донбасс – для нас не пример
- Ну почему русские не захотят присоединиться к России, ведь говорят, что их права в Эстонии ущемляются, да и процент граждан России, проживающих в вашей стране, зашкаливает? - допытывается у меня корреспондент одного всемирно известного американского издания. Я терпеливо объясняю ему, что, к счастью, не все так страшно, а русские тут значительно спокойнее, чем жители Донбасса, и материально живут лучше, чем в соседней Ленинградской области.
Вообще, вопрос об угрозе эстонской государственности в последнее время, на мой взгляд, непропорционально раздут. Понятно, что каждой стране хочется чувствовать себя защищенной, однако придает ли спокойствия специально нагнетаемая военная истерия? Возможно, под это можно получить какие-то финансовые вливания или словесные гарантии со стороны союзников, но ведь и сам факт милитаризации общества явно не служит делу мира. Я не понимаю, почему с таким воодушевлением многие эстонцы воспринимают появившуюся у нас на территории иностранную военную технику? Что хорошего в том, что иностранный солдат марширует по твоей родной земле? Вспоминается известная фраза Наполеона: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Неужели Эстония видит гарантии защищенности лишь в финансировании той или иной иностранной армии? Почему для нашей страны примером не могла бы служить соседняя Финляндия, которая также граничит с Россией, но тем не менее не стремится в военные блоки, имеет крепкую национальную армию и не допускает на свою территорию даже дружественные войска? Может быть, потому, что ситуация в мире постоянно меняется и нынешний союзник далеко не всегда может остаться таковым?
Не думаю, что кто-то возражал бы, если бы Эстония по примеру Финляндии начала создавать собственную боеспособную армию, придерживаясь при этом нейтралитета во внешней политике. Умелая дипломатия и отказ от военных игрищ на границах большого восточного соседа, несомненно, положительно сказались бы и на доходах государства, на которые при желании можно было бы в числе прочего содержать и свои современные вооруженные силы.
Спокойствие, только спокойствие
Но самым существенным фактором поддержания мира для Эстонии должно быть обеспечение внутреннего спокойствия. И тут на первый план выходят не политические, а экономические стимулы. Конечно, с точки зрения власти, неплохо, когда имеются собственные медиаканалы, позволяющие влиять на общественное мнение на всех наиболее распространенных в стране языках, однако даже самая качественная пропаганда не заменит чувство внутреннего комфорта. Если человек имеет хорошую работу и получает достойную зарплату, если он ездит на современном общественном транспорте по отремонтированным дорогам, а в случае жизненных неурядиц может рассчитывать на достаточную социальную поддержку со стороны государства, то у него даже не будет возникать мыслей, чтобы уехать на чужбину или поддержать включение своего города в состав иного государства.
На Северо-Востоке Эстонии к этому прибавляется еще чувство национального комфорта русскоязычного населения. Упомянутый выше американский корреспондент был очень удивлен, когда я сказал ему, что местные русские ничего не имеют против изучения эстонского языка и вполне готовы взаимодействовать с эстонцами. Так почему бы государству не пойти навстречу местному национальному меньшинству? Пусть даже в целях обеспечения собственной безопасности. В этом смысле вписанный в новый коалиционный договор пункт о введении бесплатных курсов эстонского языка для подготовки к сдаче экзамена на эстонское гражданство можно только приветствовать. Но почему бесплатные курсы вводятся лишь для подготовки к экзамену? Разве не было бы логичнее предоставить возможность изучать эстонский язык в любое время и в любом возрасте без привязки к определенным целям и срокам? Интересуешься языком – добро пожаловать, можешь изучать его за счет государства хоть всю жизнь!
О Северо-Востоке забыли?
Очень жаль, что в коалиционном договоре практически ничего не говорится о приоритетном экономическом развитии Северо-Востока страны. Регион упомянут лишь в части договора, касающейся создания новых рабочих мест, причем упомянут наряду с Сетумаа и малыми островами. Между тем именно вложение в регион государственных средств и привлечение инвестиций, а отнюдь не американские танки и солдаты, стало бы главной гарантией безопасности.
Ну и конечно, государству следовало бы трижды подумать, перед тем как создавать в регионе вспышки напряженности в связи с переводом русских школ на эстонский язык обучения или массовых проверок со стороны Языковой инспекции. Чем больше таких проверок будет, тем труднее будет обеспечить доверие к Эстонии.
Эстонские политики и эксперты любят рассуждать о российской программе «мягкой силы». По-моему, эстонскому государству следовало бы не критиковать соседа, а подумать о создании собственной подобной программы, которая была бы направлена на местное русскоязычное население, но не с позиции ассимиляции (так до сих пор составлялись все программы интеграции), а с точки зрения максимального учета потребностей людей и рекомендаций ОБСЕ. Тогда, вероятно, и мыслей о возможности «Принаровской Народной Республики» возникать ни у кого не будет.