Спасти мать ценой здоровья

Прийт Пуллеритс
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юлия Янпол, работающая стоматологическим гигиенистом в таллиннской Kliinik 32, переехала в Эстонию по приглашению отца в 1989 году.
Юлия Янпол, работающая стоматологическим гигиенистом в таллиннской Kliinik 32, переехала в Эстонию по приглашению отца в 1989 году. Фото: Рене Сууркаэв

Жительница Таллинна Юлия Янпол, работающая в стоматологической клинике, отправилась на Восток Украины, чтобы вывезти  родных. Поездка стала дя нее тяжким испытанием.

Юлия Янпол, отправляясь в начале весны на Украину, чтобы забрать оттуда родных, и предположить не могла, что ей придется пожертвовать собственным здоровьем – вдали от дома она оказалась в больнице.

До Киева 49-летняя Юлия Янпол, работающая в Таллинне в стоматологическом центре Kliinik 32, долетела самолетом, там она села на автобус, следующий в Бердянск, расположенный в 80 километрах от Мариуполя. С прошлого лета в Мариуполе, от которого до российской границы чуть более 50 километ­ров, происходят столкновения враждующих сторон. В январе в результате обстрела в городе погибли 50 человек.  

Поездка до Бердянска, который также находится в опасной зоне, обернулась кошмаром. В шестиградусный мороз Юлии пришлось трястись в старом автобусе, в котором не было отопления, а ветер задувал в окна. «Было страшно холодно! Впервые в жизни мне было так холодно», – вспоминает Юлия. Ее отец остался здесь после службы в армии, стал работать инженером и в 1989 году пригласил в Эстонию дочь, с тех пор она и живет в Таллинне. К тому времени родители Юлии развелись, сама она одна воспитывала трехлетнюю дочь.

Через 12 часов, преодолев  в холодном автобусе 700 километров, Юлия добралась до Бердянска. Военные действия не затронули портовый и курортный Бердянск, в котором Юлия в последний раз была три года назад, но в этот раз город произвел удручающее впечатление.

Закрылись все пять заводов – самые большие работодатели города, всюду, даже в детских садах, было холодно, здания практически не отап­ливались. Приморские бульвары, на которых всегда было многолюдно, пустовали. Рынок в центре города, где всегда кипела жизнь, опустел, цены, как обратила внимание Юлия, резко выросли, что и неудивительно: с началом боевых действий курс гривны по отношению к евро упал в два раза.

Город охвачен страхом

Чувствовалось, что положение крайне напряженное и драматичное. «Изменилась ситуация в целом. Новости вселяют только страх, все боятся», – сказала Юлия, описывая царящую в городе атмосферу. Еще осенью прошлого года в телефонном разговоре с дочерью мать Юлии сказала, что «теперь придет Путин». Когда во время этой поездки Юлия пыталась говорить с людьми о том, что происходит на Украине, все отказывались обсуждать этот вопрос. «Никто не хочет говорить на эту тему, абсолютно никто!» – сказала она.

69-летняя мать Юлии жила в центре Бердянска в большой двухкомнатной квартире. От дома до моря пять минут ходьбы. До недавнего времени летом многие горожане жили за счет отдыхающих, приезжавших в основном из Москвы и Донецка. Прошлым летом, когда стали поступать тревожные сообщения из Мариуполя, поток отдыхающих заметно сократился. «Наступит лето – и кто туда поедет? Никто»,  – говорит Юлия.

Жителям Бердянска придется совсем туго. Еще прошлым летом пенсия матери Юлии в пересчете с гривен составляла 100 евро, но сейчас из-за падения курса она составляет 50 евро. «Некоторые продукты там дороже, чем в Эстонии. Не представляю, как можно прожить на 50 евро», – заметила Юлия.

Прожить невозможно. И Юлия поддерживала маму материально, помогала бабушке и Катя (29), старшая дочь Юлии, которая окончила Тартуский университет и живет сейчас в Болгарии, где ее муж работает в крупном энергетическом концерне. 20-летняя Вероника, младшая дочь Юлии, в прошлом году окончила в Таллинне гимназию с золотой медалью, учится в Англии в университете Гринвича.  

Матери Юлии не оставалось ничего другого, как уехать из города и страны. Нерешенным был только один вопрос: куда ехать? В Эстонию к дочери или в Болгарию к внучке?

Выбор пал на Болгарию, где цены в два раза ниже, чем в Эстонии. Но для того чтобы начать жизнь в новой стране, надо было продать квартиру в Бердянске. Но как ее продать, если она через пару месяцев может быть уничтожена случайной ракетой.

Все – за деньги

Когда матери Юлии предложили за квартиру 30 000 долларов, та сочла, что это слишком мало, ведь до того, как на Украине начались боевые действия, такая квартира стоила минимум 100 000 долларов. Надежда на то, что кто-то предложит разумную цену за квартиру, уже стала таять,  но приехавшие из Горловки, что близ Донецка, мать и сын согласились купить квартиру за 50 000 долларов.

«Мама, не раздумывай, продавай!» – посоветовала Юлия, и мама вняла ее совету.

Теперь, когда главная проблема, казалось бы, была решена, нужно было уехать из Бердянска. Юлия увозила из города не только маму, но и 75-летнего дядю, только что перенесшего операцию по удалению щитовидной железы. Автобус, следовавший из Мариуполя до Одессы, был набит битком, ни одного сидячего места. Достав из кошелька 20 евро, последние наличные деньги, Юлия протянула их водителю автобуса.

На Украине, если хочешь решить какую-то проблему, приходится платить, даже в больнице. Для того чтобы дядю прооперировали, хирургу пришлось заплатить 500 евро, еще 200 евро отдать анестезиологу. Для того чтобы обеспечить надлежащий уход, ежедневно приходится платить медсестрам и санитаркам. Без денег здесь даже скорая помощь не повезет больного. «„Деньги есть?“ – первым делом интересуется скорая. Без денег никто ничего не делает. Ужас!» – Юлия не скрывает эмоций.

Водитель автобуса пристроил маму и дядю Юлии на полках в задней части автобуса, самой Юлии пришлось почти все восемь часов провести на холодном полу.

Многие люди, живущие на Украине, мечтают убежать от войны, но куда им бежать? Мужчин постоянно призывают в украинскую армию, но большинство уклоняется от призыва. Как мы станем стрелять в людей, с которыми жили бок о бок, говорят они. Люди готовы отсидеть пять лет в тюрьме за уклонение от призыва, но только не воевать.

По словам Юлии, некоторые ее знакомые на Украине сидят, затаившись по домам, не открывая на звонки и стук в дверь. Однажды на рынке она стала свидетельницей, как вооруженные автоматами военные без разговоров увели с собой несколько мужчин, так забирают в армию.

В Эстонии – рай

Из Одессы Юлия Янпол вместе с мамой и дядей доехала на автобусе до Болгарии, в Варне их встретила дочь Катя и отвезла в курортный город Бургас. Недалеко от города мама Юлии купила за 26 000 долларов двухкомнатную квартиру в новом доме на берегу моря.

Для Юлии нелегкие испытания не прошли даром. Поездки в холодных автобусах обернулись двусторонним воспалением легких. Состояние здоровья женщины было настолько серьезным, что в Бургасе врачи положили ее на три дня в отделение интенсивной терапии. До того как вылететь из столицы Болгарии Софии в Таллинн, еще пять дней Юлия провела в обычной палате.

Ситуация на Украине, царящая там атмосфера страха, падение жизненного уровня произвели на Юлию удручающее впечатление. Ее глаза светятся от счастья, когда она говорит об Эстонии. «У нас здесь так спокойно, просто рай», – произнесла женщина со слезами на глазах.

Отец Юлии несколько лет назад уехал из Эстонии в Бердянск. Покидать родину он не хочет, но дочь обещает забрать отца к себе, если жить в Бердянске станет слишком опасно. Юлия прекрасно помнит о том, как много лет назад, когда тоже было непростое время, отец позвал ее в Эстонию.

«Хорошо, я согласен», – сказал отец.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх