По мнению бывшего экономического советника премьер-министра Таави Рыйваса и министра экономики, а ныне члена экономической комиссии Рийгикогу Марис Лаури, советник премьера сам должен быть активен, а из мнения Руты Арумяэ кажется, что она не совсем точно поняла, в чем ее задача и как следует ее выполнять.
Марис Лаури: Арумяэ, вероятно, не поняла, в чем ее задача
«По-моему, Таави Рыйвас – очень хороший слушатель, но важно и то, что каждый советник сам должен быть активным, сам действовать и предлагать идеи», - сказала Лаури Postimees.
«Это не так, что, если ты видишь какие-то очень старые презентации, ты начинаешь над ними насмехаться. Это и есть работа советника – берешь и переделываешь эти презентации и приносишь их людям, которые их используют». – заметила Лаури, которая консультировала премьер-министра по экономическим вопросам непосредственно до Арумяэ.
Она заметила, что советник может и должен высказывать свое мнение во время совещаний. «Ясно, что не все сразу же учитывается, но ты общаешься. И следует общаться с очень многими различными чиновниками в очень разных учреждениях», - добавила она. В то же время, по ее словам, нельзя считать, что правильным может быть мнение лишь одного человека – о вещах необходимо спорить, их неоднократно повторять и быть активным.
В своем мнении Арумяэ указала также на то, что экономическая политика государства управляется с помощью таблиц Excel, когда подгоняются лишь доходы и расходы, и никто не анализирует более широкие последствия этих шагов. Марис Лаури с этим не согласна.
«Я точно не знаю, откуда она взяла такой вывод», - сказала Лаури. Она пояснила, что госбюджет должен быть в равновесии, но идут дискуссии и о том, какие политические шаги следует предпринять.
«Я понимаю, что Рута Арумяэ не присутствовала на этих дискуссиях, поскольку очень много дискуссий проходит внутри партий», - сказала она. Например, по ее словам, эта тема обсуждается на коалиционных переговорах, где борются между собой различные идеи, заключаются компромиссы, выбирается единая часть.
«Утверждение, что анализ вообще не проводится, указывает на то, что критик не в курсе того, что делают различные организации в открытом секторе», - заметила Лаури. Она предположила, что Арумяэ сама не общалась с Минфином. Министерство экономики, EAS, Фондом развития и другими подобными учреждениями, где проводится этот анализ.
«Правда, мы ведь можем спросить, почему эти анализы не реализуются, но госсектор обычно медленный, а это место для компромиссов. Там очень много дискутируют, обсуждают, это медленный процесс. Там нет одного человека, который принимает решения, как в частном секторе, где есть собственник или самое высокое начальство говорит, что сделаем так, и все тут».
По ее словам, в своей статье Арумяэ правильно указала на несколько вещей, однако и здесь, по ее мнению, она во многом преступила рамки. «У меня все же такое чувство, что она не поняла, в чем ее задача и как ее следует выполнять», - заметила Лаури.