Голодные игры спортсменов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Анна-Лийза Сутт восстановила нормальный вес и продолжает тренироваться под руководством мужа Брайана.
Анна-Лийза Сутт восстановила нормальный вес и продолжает тренироваться под руководством мужа Брайана. Фото: Тайро Луттер

Два раза в день – тренировки, три раза в день – рвота. И так 12 лет подряд. Анна-Лийза Сутт, в прошлом профессиональная волейболистка, не скрывает, что на протяжении нескольких лет страдала нарушением пищевого поведения.

 В Эстонии с проблемой расстройства питания сталкиваются многие спортсмены, но открыто о ней не говорят, и тема по-прежнему остается табу. «Мне приходилось общаться с двумя бывшими спортсменами, которые удостаивались наград на титульных соревнованиях. У них такая же проблема. Они уже не боятся обсуждать ее со мной, но по-прежнему не готовы говорить об этом открыто», – сказала Сутт.

Анна-Лийза не только сама смогла справиться с расстройством питания, но и решила, что посвятит свою жизнь тому, чтобы защищать здоровье молодых спортсменов и просвещать тренеров. Вместе с нутрициологом Сирет Саарсалу она выступила с циклом лекций «Особенности питания молодых спортсменов и нарушения пищевого поведения в спорте».

Когда молодые спортсмены сталкиваются с проблемой лишнего веса, тренеры чаще всего не учат своих подопечных худеть правильно. «Мне потребовалось 12 лет, чтобы более или менее справиться с этой болезнью, но это пожизненная борьба, и отказ от нее в худшем случае может закончиться смертью. Я осознала, что эта болезнь – часть меня, и мне нечего стыдиться. Если я смогу кому-то помочь, то буду открыто говорить об этом», – говорит 30-летняя женщина, страдавшая как анорексией, так и булимией.

Хватило одной фразы

Для Анны-Лийзы все началось, когда ей было 18 лет. «Для меня спусковым крючком стала фраза, сказанная моей матерью. Я оканчивала среднюю школу, готовилась к экзаменам, занималась спортом, впереди предстоял сезон пляжного волейбола. Хватало и нагрузок, и стресса. Кроме того, я только-только приступила к силовым тренировкам и стала набирать вес. Однажды моя мама, которая была тренером, мимоходом заметила: Анна-Лийза, следи за питанием, а то у тебя задница растет», – вспоминает Сутт.

Девушка нашла самый простой выход из положения: два пальца в рот. «Я думала, что попробую один раз, но это стало повседневной привычкой. За пару недель я сбросила 8-9 килограммов, при росте 180 сантиметров я весила 61 кг, сейчас мой вес 70 кг».

Первые три-четыре года спортсменка отрицала наличие проблемы. «Приемы пищи были хаотичными, я то наедалась до отвала, то крошки в рот не брала, – вспоминает она. – Если кто-то спрашивал, почему я не ем, отвечала, что только что поела и не голодна. Семья, скорее всего, понимала, что со мной не все в порядке. Но когда человек сам не признает наличия проблемы, ему трудно помочь».

Не могли помочь спортсменке и тренеры, хотя видели, что у девушки падают показатели силы и скорости.

По словам Анны-Лийзы, человек, страдающий нарушением пищевого поведения, очень умело скрывает это. Однажды на Кипре Анна-Лийза и еще одна спортсменка из команды подхватили какой-то вирус. В больнице, куда их отправили, девушек тщательно обследовали. «Врачи сказали, что мой организм сильно обезвожен, но и после этого я не призналась самой себе в наличии проблемы. Несколько дней я провела под капельницами, но думала только о том, как вызвать у себя рвоту. Но меня не отпускали одну в туалет. В конце концов я втихаря вытащила канюлю и отправилась в туалет. Я проделывала это несколько раз, пока рука не стала синей».

 «Головокружение, тошнота и дрожь были для меня нормальным состоянием. У меня начались сбои сердечного ритма. Я постоянно получала травмы и с трудом восстанавливалась после них, но в тот момент не думала, что это связано с питанием», – призналась спортсменка.

Необходимо вмешательство медиков

Сутт подчеркивает, что без помощи врачей справиться с расстройством пищевого поведения невозможно. «Я не хотела обращаться за помощью к врачам, мама уговорила меня сделать это. Надолго я угодила в больницу в 2010 году, после смерти отца», – сказала бывшая спортсменка, вспоминая о том, как оказалась в психиатрической клинике.

«Это был очень тяжелый месяц избавления от зависимости. Мой организм уже привык к тому, что еда, которая в него попадает, тут же исторгается. И когда этого не происходит, ты не можешь сосредоточиться, не можешь спать».

В больнице во время приема пищи рядом с ней обязательно кто-то находился, туалет она тоже посещала с сопровождающим. «Для меня это была очередная борьба, для того чтобы пережить это время, я говорила то, что хотели услышать врачи. Наконец терапевт поинтересовался, когда я начну говорить правду и перестану врать. Мама тоже разговаривала с этим врачом, пока не поняла, что то, что происходит со мной, это болезнь. После этого мы помирились», – говорит Сутт.

Когда из-за травмы спины Анна-Лийза вынуждена была оставить большой спорт, у нее вновь ушла почва из-под ног. «Это был шок, я не знала, чем заняться. Осознав, что моя жизнь идет под откос, стала регулярно посещать тартускую клинику, в которой лечат пациентов с расстройством пищевого поведения. На сегодняшний момент я уже шесть месяцев веду нормальный образ жизни, для меня это огромный срок», – сказала она. Большую роль в том, что Анна-Лийза смогла справиться со своей болезнью, сыграл ее муж Брайан, он не только ее персональный тренер, но и помогает планировать питание и тренировки. Сегодня Анна-Лийза ставит перед собой новую спортивную цель – выступать в фитнесе.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх