О вандализме уже много говорилось и писалось, в том числе и на страницах нашего еженедельника. Сегодня вновь хочется вернуться к этой проблеме, предоставив возможность высказаться по теме некоторым представителям местных самоуправлений.
Вандализм не искоренить, пока люди не начнут его замечать
Ситуация с порчей городского имущества в Кохтла-Ярве с годами не только не улучшается, а наоборот - ухудшается. Об этом свидетельствуют и статистические данные. Практически еженедельно в Кохтла-Ярвескую горуправу поступают заявления о случаях вандализма от фирмы, обслуживающей городское уличное освещение. Только за март и неполный апрель в результате поломки или повреждений светильников и столбов уличного освещения городу нанесен ущерб почти на 5000 евро. Посчитайте, сколько новых скамеек, урн или даже детских игровых площадок можно было бы на эти деньги установить в городских частях! И это касается только уличного освещения, а сколько в городе ломается скамеек, автобусных павильонов, тех же детских игровых площадок?
Кохтла-Ярве – один из тех городов нашего уезда, где до сих пор в общественных местах не работают камеры видеонаблюдения. Хотя бытует мнение, что они тоже не решат проблему вандализма, поскольку сотрудники полиции из-за отсутствия необходимого количества кадров не в состоянии заниматься поиском и привлечением хулиганов к ответственности.
А что думают о такой форме хулиганства в городе наши народные избранники? Как бороться с вандалами и кто, помимо самих хулиганов, виноват в том, что эта проблема в городе лишь усугубляется?
"Может быть, я повторюсь, - говорит молодой депутат Кохтла-Ярвеского горсобрания Антон Диев, - но необходимо как можно быстрее установить в городе камеры видеонаблюдения, чтобы в будущем избежать или, по крайней мере, уменьшить количество случаев порчи городского имущества. Считаю немыслимым, что деньги налогоплательщиков постоянно тратятся на различные восстановительные работы. Мне кажется, что городское управление совместно с правоохранительными органами должны периодически проводить превентивную работу среди населения нашего города, в том числе распространять различные информационные материалы, направленные на повышение сознательности жителей, особенно это касается молодежи".
Возникает чувство безысходности
А вот депутат Эдуард Одинец не видит смысла в распространении какой-либо информации.
"Мне кажется, - поясняет свою точку зрения Одинец, - вандалы вряд ли читают газеты и смотрят местное кабельное телевидение. А вот жителей, которые читают прессу и знают, сколько город вкладывает в благоустройство и развитие Кохтла-Ярве, нужно мотивировать к тому, чтобы сообщать обо всем увиденном и подозрительном. Возможно, давать премию за каждый намек, приведший к поимке вандалов. А если честно, то возникает чувство безысходности от того, что эту ситуацию в ближайшие годы не изменить".
По словам Эдуарда Одинца, у этой проблемы нет однозначного решения. На поведение горожан влияет и общая жизненная среда, и уровень занятости, и возможности проведения досуга, и, к сожалению, полная безнаказанность за содеянное. Польза от камер видеонаблюдения, по мнению депутата, будет только в том случае, если картинка с оборудования будет передаваться на пульт дежурного полиции, чтобы полицейские могли действовать, что называется, по горячим следам.
- Что еще могут предпринять городские власти? Кроме того, что фиксировать случаи вандализма и сообщать в полицию?
- На самом деле, ничего не могут. Больше камер, немедленная реакция полиции и реальные наказания - вот что, как мне кажется, сможет исправить ситуацию в лучшую сторону. Пока полиция не научится раскрывать эти преступления, а люди замечать их - ничего не изменится.
Виновата созданная система безнаказанности!
Один из заместителей председателя Кохтла-Ярвеского горсобрания Владимир Эвве знает о проблеме вандализма как никто другой из его коллег. На эту тему он написал уже не одну статью.
По словам Эвве, вандализм - это следствие социального отставания отдельных личностей. Если уровень социального развития личности отстает от уровня социального развития общества, то эта личность начинает разрушать все, что создается этим обществом.
Как говорится, дурной пример заразителен, и один вандал может "заразить" целую группу. Часто вандализм путают с воровством. Если в парке сломали скамейки, а брусья унесли к себе на дачу - это воровство, если вырвали посаженные елочки и унесли - воровство. Побили фонари - вандализм (у этого действия нет смысла, это следствие социального отставания личности).
"Кто виноват в вандализме, кроме самих вандалов"? – переспрашивает В. Эвве. "С вандализмом можно бороться только с помощью жесткой системы наказаний, штрафов (что было сделано в свое время в Германии) и контроля. Страх материального наказания за разрушение! А что сейчас? Ну, поймают (случайно) вандала - и что? Будут судить? Зафиксируют камеры вандала, кто его будет искать? Полицейских мало, поэтому мало на улицах патрулей. Некому у нас искать вандалов. Вот они от безнаказанности и ломают все. У нас за более тяжелые преступления никого ни наказывают. Виноват не кто, а что. Виновата созданная система безнаказанности!"
Полиция пока не радует своими достижениями
Попросил я высказать свое мнение по проблеме вандализма и вице-мэра по городскому хозяйству Дениса Вершинина, однако он не нашел что сказать. Заместитель мэра на мой вопрос ответил встречным вопросом: «А как вы думаете, Александр, кто в этом виноват?».
Специалист по технической документации Кохтла-Ярвеского горуправления Лариса Койвистойнен и вовсе предложила мне самому заняться поиском вандалов, проведя собственное журналистское расследование, посчитав, видимо, мою работу по освещению этой проблемы на страницах «Инфопресса» и в соцсетях недостаточной.
"С нашей стороны, - говорит Лариса Койвистойнен, - фирма по обслуживанию городского уличного освещения (в настоящее время это Empower AS), согласно существующему закону выполняет предусмотренные этим законом функции, то есть о каждом случае вандализма сообщает в полицию, а затем вынуждена восстанавливать повреждения. К сожалению, государственный орган (полиция), уполномоченный своей деятельностью поддерживать в городе порядок в том числе и в данном аспекте, пока не радует своими достижениями в вышеуказанной области".
Л. Койвистойнен добавляет, что обращения и призывы городских властей к горожанам относительно вреда и недопустимости вандализма в городе, имеют малое влияние на местное население.
В Силламяэ тоже не без уличного хулиганства
У наших соседей, в Силламяэ, тоже бьют уличные светильники и стёклопакеты, разрисовывают автобусные павильоны, двери и стены учреждений, портят оборудование детских игровых площадок и уличный инвентарь (урны, парковые скамьи), порче подвергаются рекламные и электрощиты, несколько раз были поджоги уличных биотуалетов.
"Обязательно делаем заявление в полицию о случаях причинения ущерба городскому имуществу, - говорит специалист по городскому хозяйству Силламяэской горуправы Ольга Руина, - но ремонтировать, восстанавливать и менять испорченные вещи приходится в основном за счёт городского бюджета. Компенсация ущерба со стороны страховой фирмы производится в отношении разбитых стеклопакетов, так как у города заключен договор страхования городского имущества".
В Силламяэ работают пять уличных видеокамер. Данные с них сохраняются в архиве, что позволяет делать запись событий по запросам полиции. Поэтому польза от действующей системы видеонаблюдения, конечно, есть. Но и само видеооборудование уже несколько раз подвергалось повреждению.
Авторы «граффити» уходят от серьезного наказания
Тему продолжает депутат силламяэского горсобрания Олег Култаев.
"У нас вандализм заключается в основном в разрисовке стен домов, - рассказывает депутат, - писали об этом статьи, выставляли фотографии этой мазни... В общем, пытались медийно воздействовать. Благодаря поднятию темы, то есть приданию ей социальной значимости, полиция начала активные поиски вандалов. Поймали быстро. Оказались дети некоторых учителей. Этот вопрос быстро замяли - дали символический штраф и за счёт города (этому факту мы отдельно возмущались) устранили граффити".
"Потом, - продолжает депутат, - я объявил конкурс на лучший эскиз граффити. Мне присылали рисунки, но это была такая же мазня, что и на стенах, не имеющая к граффити никакого отношения. Городские власти, в свою очередь, попробовали включить конкурс граффити в Дни празднования города, выделили даже стенд под это дело. Но кроме разочарования ничего не было. Однажды я сам поймал двух девочек под своим окном, но гоняться за ними было не с руки, устыдил их, сказал, что конкурс для них организовал, а они... Полиция прекрасно знает всех рисующих. Вычисляют их быстро и чётко. Но эти дети не из бедных семей, поскольку краска стоит дорого, и они уходят от чувствительного наказания".
По подсчетам специалистов, за 2014 год и начало 2015 в результате порчи городского имущества городу Силламяэ нанесен ущерб в размере примерно 4890 евро. То есть, это практически столько же, сколько в Кохтла-Ярве за два неполных месяца и это, повторюсь, статистика только по порче уличного освещения.