Сегодня в школах Эстонии делается многое для того, чтобы помогать ученикам справляться с трудностями в учебе. Не являются исключением и школы Кохтла-Ярве, где, по данным EHIS, учится 20,4% детей с особыми потребностями в обучении. В это число входят, помимо детей с нарушениями здоровья и развития, одаренные ученики, а также ученики, обучающиеся в школе с языком обучения, отличным от родного, которым требуется поддержка. Это, например, русскоязычные учащиеся в эстонских школах, или учащиеся, прибывшие из-за границы.
Ученики с особыми образовательными потребностями - кто они и на какую помощь могут рассчитывать?
Согласно параграфу 47 абзаца 3 Закона об основной школе и гимназии, директор назначает человека, в обязанности которого входит координирование совместной работы специалистов, необходимой для обеспечения обучения и развития детей с особыми потребностями – так называемого HEV-координатора (координатор по работе с детьми с особыми потребностями). Такие специалисты имеются в каждой городской школе. Они координируют работу всех имеющихся в учебном заведении специалистов, учителей и администрации с целью найти наиболее подходящие для ребенка методы поддержки и форму обучения. Работа с детьми с особыми потребностями зафиксирована в школьной программе обучения, а также в специальном порядке, утвержденном директором.
"Согласно постановлению министра образования и науки №67 от 22 июля 2014 года, для направления ребенка в класс для детей с проблемами в поведении, с нарушениями движения, слуха, зрения или класс для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями, директор создает специальную комиссию, которая оценивает необходимость обучения ребенка в таком классе, - поясняет старший специалист по образованию Кохтла-Ярвеской горуправы Анна Антсон, - такие комиссии собираются, когда требуется решить вопрос в отношении определенного ребенка. Некоторые школы, а именно, Славянская и Таммикуская, в своём порядке поддержки и обучения учеников с особыми потребностями зафиксировали, что в школе действует постоянная комиссия, в которую, в зависимости от имеющихся в школе специалистов, входят HEV-координатор, логопед, психолог, социальный работник, специальный педагог, классные руководители и учителя-предметники".
Комиссия рассматривает необходимость применения форм поддержки и обучения, зафиксированных в законе об основной школе и гимназии, а также анализирует впоследствии их эффективность и необходимость дальнейшей поддержки.
«Работа подобных комиссий очень важна, так как благодаря ей происходит системное отслеживание и анализ развития ребенка. Но если школа не считает нужным создавать постоянную комиссию и налаживает работу специалистов по-своему – это выбор школы», - считает старший специалист по образованию А. Антсон.
В Таммикуской основной школе работу с учениками, имеющими особые образовательные потребности, координирует Жанна Кубинец, она же является председателем созданной при школе постоянной комиссии HEV.
"Моей задачей, - рассказывает Ж. Кубинец, - является координация всех специалистов, которые участвуют в работе с такими учениками – это, в первую очередь, психолог, социальный работник, логопед, спецпедагог, учителя поддержки. Мы решаем, какие меры в отношении того или иного ученика применять. Например, выясняем - нужна ли ребенку для обучения маленькая группа, нуждается ли он в индивидуальной программе или в логопедической помощи. На основании получаемой от специалистов информации я могу видеть, насколько ученик загружен спецпомощью – нужна ему дополнительная помощь или достаточно имеющейся".
По словам Ж. Кубинец, в школьную комиссию HEV входят все выше перечисленные специалисты, а также при необходимости в работе могут принять участие классные руководители или преподаватели-предметники, у которых возникают какие-либо проблемы с обучением учеников. Родители также могут обращаться в школу с предложением о том, чтобы их ребенку было предоставлено спецобучение, основанием для такого обращения является справка от врача, где рекомендуется оказание какой-либо вспомогательной помощи.
В Таммикуской основной школе учатся около 5 процентов ребят с особыми образовательными потребностями, в том числе и одаренные ученики. В начальном звене основной школы работают шесть групп так называемого поддерживающего обучения. Эти группы посещают ученики, испытывающие проблемы с изучением таких предметов как математика или русский язык.
"Уже в первом классе видно, - говорит Ж. Кубинец, - имеются ли у ребенка проблемы с изучением предметов. И тогда, начиная со 2 класса, учителя формируют группы поддержки для таких ребят. В группе не более шести человек. И когда в классе идет обычное обучение, например, русскому языку, то с шестью учениками в отдельном помещении занимается спецпедагог. Таким детям сложно учиться в одном темпе с остальными учениками, поэтому с ними занимаются отдельно".
По словам собеседницы, русский язык в школе выбран не случайно - это родной язык для большинства учеников. И если ребенок научится свободно общаться на нем устно и письменно, выражать мысли, то в дальнейшем у него не должно возникнуть проблем в освоении других предметов.
В школе также есть один класс, где учатся дети с проблемами в здоровье. В этом классе всего семь учеников и каждому обеспечивается индивидуальный подход, для них созданы более щадящие условия, чтобы учеба для таких ребят не была стрессом.
"Есть также ребята с 3 по 9 классы, - продолжает Ж. Кубинец, - которые учатся по индивидуальным программам. Ребенок учится в обычном классе, но у него, к примеру, есть справка от врача о том, что он нуждается в индивидуальном подходе. Обычно для таких учеников составляются индивидуальные программы по основным предметам – математике, русскому, эстонскому и английскому языкам. Во время обучения этим ученикам может быть уменьшен объем контрольных работ, увеличено время на закрепление определенных тем, им дают возможность пользоваться опорными схемами, таблицами, то есть даются определенные послабления во время учебного процесса. Они больше получают индивидуальной помощи от учителя".
Что касается преподавательских кадров, которые работают в системе HEV, то, по словам Ж. Кубинец, в Таммикуской основной школе стремятся к тому, чтобы все учителя прошли обучение по спецпедагогике.
"В начальной школе, - говорит координатор HEV Ж. Кубинец, - уже многие преподаватели прошли такое обучение. В среднем звене пока еще не все, но психологически они уже готовы к этому, так как учеников, нуждающихся в специальном обучении, с каждым годом становится все больше".
- Можете сказать, по каким причинам детей с особыми образовательными потребностями становится больше? – интересуюсь я у собеседницы.
- Однозначного ответа нет. Над этим вопросом сейчас думают многие специалисты. Есть разные причины, в том числе указывают на социальную среду, экологию. Однако наша задача не выяснять причины и анализировать, а работать с тем, что есть.
- Мы очень гордимся тем, - добавляет Ж. Кубинец, - что в нашей школе укомплектован штат специалистами поддерживающего обучения - есть и психолог, и логопед, и спецпедагоги для начальной школы и среднего звена, а также учителя поддержки, которые оказывают необходимую помощь детям в группах дополнительной помощи. В эти группы приходят ученики, которым учителя помогают усваивать новую тему, например, когда учащийся долгое время отсутствовал в школе по причине болезни. Очень важно, что наши специалисты наблюдают детей непосредственно во время учебного процесса и способны сразу оказать помощь ребенку и проконсультировать родителя и педагога. Ребенок, получая такую помощь незамедлительно, чувствует себя уверенно и безопасно в школьных стенах. Родители нам благодарны за то, что такие ценные услуги они получают, не выходя из школы.
- Какие вопросы рассматриваются на постоянной комиссии HEV?
- Наша комиссия действуют на основании разработанного в школе положения. Собираемся один раз в четверть. Главная цель – проанализировать систему поддержки, которая действует в учебном заведении. На заседание приглашаются все работающие в классах и группах специалисты с тем, чтобы понять, как проходит процесс обучения, какие имеются трудности или потребности. Может быть, есть какие-то опасения со стороны родителей детей? – все это обсуждается. Иногда на комиссии принимаются какие-то новые решения, например, об освобождении ученика от получаемой услуги или, наоборот, о включении ребенка в ту или иную группу.
На комиссии также рассматриваются некоторые проблемы, связанные с дисциплиной учеников, нарушением внутреннего порядка школы. Все принимаемые на заседаниях решения протоколируются. Также выносятся решения о необходимости составления ходатайства в Ида-Вирумааскую консультативную комиссию, с которой мы активно сотрудничаем. Дело в том, что мы назначаем программу индивидуального обучения внутри школы, но есть еще особые индивидуальные программы, в которых для ребенка могут быть снижены результаты обучения. И такой ребенок может быть освобожден от изучения каких-то предметов, для него может быть существенно уменьшена нагрузка и вместо государственных экзаменов этот ученик может сдавать школьный экзамен, который составляется в соответствии с его индивидуальной программой обучения. И такое решение должны принять члены уездной консультативной комиссии центра Rajaleidja.