/nginx/o/2010/09/26/439119t1hfa74.jpg)
На прошлой неделе артист Альберт Филозов побывал в Таллинне с труппой театра «Школа современной пьесы», показавшей спектакль «Город» по пьесе Евгения Гришковца.
Для Альберта Леонидовича Таллинн — город, говоря словами Мандельштама, «знакомый до слез».
Вы прекрасно знаете Таллинн, не раз бывали в нем с гастролями, да и снимались здесь тоже...
Да, это был фильм «Расмус-бродяга». Я играл там бомжа, поэта Оскара по кличке Перекати-поле, но режиссер Мария Муат решила сделать из меня красавца. Надели на меня какой-то парик…
Мужской?
Женский! Для Татьяны Дорониной его делали! Накрасили мне глаза, превратили в такого хорошенького бродяжку, аж самому противно! И озвучивал меня Олег Даль. Он потом извинялся: ему неловко было.
Но воспоминания от съемок остались приятные. Снимали в каком-то заповеднике в часе езды от Таллинна. Там у лесника был «Олдсмобиль» 1929 года! На ходу. Цилиндрики руками выточены. Такой красавец — ну просто картинка!
Вы сами водите машину?
Я — нет! Хотя меня обучали вождению: для съемок. И обучал лично начальник автомотоклуба московского ГАИ. Занят он был непомерно, так что вместо 30 часов практики вождения я наездил всего десять. Но права мне выдали.
Приехал я сниматься в Берлин; вместо привычной раздолбанной «Волги» сел за руль новенького «Мерседеса» и, поворачивая с тихой улочки направо, едва не задавил какую-то немецкую старушку. После чего директор картины, глотая валидол, заявил: «Чтоб ты, б…, больше никогда не садился за руль!».
Я помню эту картину — про советского врача, который бежит на Запад. И вот ведь что удивительно: начало 1970-х, а герой ваш был не какой-то примитивный предатель, а человек, вызывавший искреннее сочувствие!
Фильм делали молодые ребята, в прошлом документалисты, и им каким-то образом удалось пройти между Сциллой и Харибдой, сделать и не очень антисоветский фильм, и сказать какую-то правду о людях, которые жили по ту сторону «железного занавеса».
Большая часть вашей жизни в театре прошла в сотрудничестве с двумя режиссерами — Анатолием Васильевым и Иосифом Райхельгаузом. Они очень разные режиссеры?
Они одинаково начинают работу над спектаклем — оба ученики Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова. Начинают с импровизации, этюдов. Затем Васильев приходит к абсолютно железной форме, где все взаимосвязано, один человек встает, другой садится, третий поворачивает голову — и это как балет! А у Райхельгауза импровизация постоянно. Но Васильев тоже меняется. Он сегодня совсем другой.
Как вы думаете, Россия потеряла великого режиссера Васильева (после того,как у него отобрали здание, он уехал во Францию) или он может вернуться?
Думаю, что потеряла. Васильеву интересно экспериментальное состояние театра, для него важнее всего была студия на Поварской (помещение которой отобрали московские власти), где происходили именно опыты, а не спектакли. А сейчас театральное искусство превратилось в коммерцию.
Спектакли в первую очередь должны быть прокатными, должны приносить доход. Об искусстве в нашей стране можно забыть! Во Франции и вообще за рубежом Васильева ценят больше, чем у нас. Это трагический случай. Для Васильева и для русского театрального искусства.
А Райхельгауз — человек веселый. Когда появились мюзикл по мотивам чеховского «Предложения» «Чой-то ты во фраке?» и оперетта по «Чайке», это было таким театральным хулиганством!
Это было рассчитано на коммерцию?
Нет, это было рассчитано на зрителя, который знает классику. В «Чайке»-оперетте они должны были узнавать многие вещи и понимать, как Райхельгауз все переосмыслил. А сегодня не все зрители знают даже, что Треплев застрелился. Они ничего не читают!
У вас еще идет акунинская версия «Чайки», где вы в образе доктора Дорна выясняете, сам застрелился Треплев или его убили…
Это шутка. А воспринимают ее серьезно. Как можно так издеваться, мол, над Чеховым? Да Чехов бы сам повеселился бы на акунинской «Чайке». Он любил хорошую шутку. В искусстве можно все, если это талантливо!
Вы играете во всех спектаклях «Школы современной пьесы»?
Почти. Сейчас вот Райхельгауз выпустил «Русское горе», по «Горю от ума» Грибоедова, сначала я должен был Фамусова играть, но режиссер решил, что в этой постановке должна участвовать одна молодежь, и Фамусова играет мой студент Ваня Мамонов. Это как бы голос нового поколения в нашем театре.
В кино вам часто доводилось играть малосимпатичных персонажей.
Это вам кажется. Разве что в «Тегеран-1943». Вот у Глеба Панфилова («В круге первом») я сыграл дядю Авенира, моего любимого персонажа еще с тех времен, как я впервые прочел роман Солженицына. И в «Без вины виноватых», тоже у Панфилова, где я сыграл Дудукина, тоже «вкусная» роль.
Я помню вас в «Янки при дворе короля Артура», где вы сыграли сразу и Артура, и Мерлина.
Неужели вы смотрели эту картину? Ее мало кто видел. Я очень люблю этот фильм. И режиссера Виктора Греся. К сожалению, он сейчас ничего не делает. Денег нет. У него был большой проект, «Тарас Бульба», еще до того, как Бортко снял эту картину. Лет 20 назад. Замечательный сценарий. И он хотел, чтобы у него снимался Депардье.
Неужели в роли Тараса?
Нет, на Тараса он прочил Алексея Петренко. Но я видел, какой грим он придумал для Депардье — очень сочный запорожский казак получился!
С Петренко вы играли в «Чой-то ты во фраке?». Он ушел из театра?
Давно. Сейчас в этом спектакле я с роли жениха перешел на роль отца невесты. Жених теперь — Ваня Мамонов. А невеста — Анжелика Волчкова…
Когда-то вы работали на заводе, потом служили в армии. Это дало вам что-то как артисту?
Скорее, как человеку. Я служил в 1961-1963 годах, тогда никакой дедовщины не было. Служил в саперном батальоне. К моменту призыва мне уже исполнилось 24 года, я работал в театре, должен был играть главную роль в премьере, но за месяц до премьеры меня выдернули и отправили служить. Переживал я, конечно, страшно. Но, наверное, так надо было. Мужчина должен отслужить в армии.
Ваши дети взрослые уже?
Сыну 42. А дочерям — старшей 16, младшей 11.
Они ходят на ваши спектакли?
Я не поклонник того, чтобы дети ходили смотреть, как играет папа. Боюсь, что увлекутся театром. Старшая дочка поет, младшая играет на скрипке. Но я не стремлюсь к тому, чтобы они стали профессиональными музыкантами.
Вы много читаете?
Много. Но времени мало, поэтому читаю в метро. Последнее, что мне попалось интересное, это… есть такой замечательный писатель Алексей Иванов. Я с огромным удовольствием прочел две его книги: «Географ глобус пропил» и «Общага на крови». И утвердился в своем мнении, что в России литература всегда была и есть. И будет!
И театр тоже?
Надеюсь!
Альберт Филозов
• Родился 25 июня 1937 года в Свердловске.
• В юности работал токарем, в 1955 году был принят в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1959 году.
• Работа в Московском театре им. Станиславского, в настоящее время артист театра «Школа современной пьесы».
• Сыграл более 110 ролей в кино. Народный артист России (1994).