Извинения — валюта международных отношений. Балтийские страны наряду с другими бывшими захваченными странами ожидают того, что они считают подходящим для России извинением за причиненные советским режимом страдания и ущерб. Россия считает их требования безосновательными. Советский Союз в свои последние годы отмежевался от пакта Молотова-Риббентропа. И Россия тоже пострадала от коммунизма и не видит, почему именно этот вопрос нужно поднимать, если и другим странам есть за что извиняться.
Лукас: нужно ли перед кем-то извиняться?
На самом деле Россия убеждена, что Запад должен заслужить ее извинения. Mы видим причины развала Советского Союза (по словам Путина — "геополитическую катастрофу") в манипулировании ценами на нефть, в инициировании гонки вооружений и финансировании предшественников Аль-Кайеды — афганских моджахедов.
Поэтому мы нажимали на Россию после унизительного процесса экономических реформ, обогатившего торговцев и спекулянтов.
Затем мы воспользовались слабостью России для расширения НАТО, одновременно финансируя под вывеской "гражданского общества" участников беспорядков в надежде привести в Кремль прозападное руководство.
Назвать их аргументы перекосом было бы избыточной вежливостью, но в порядке интеллектуального эксперимента было бы все-таки интересно представить себе, как, например, выглядела бы кающаяся Польша.
Варшава признала бы, что сетования на ввод войск Советского Союза на территорию Польской республики 17 сентября 1939 года преувеличены, и что вторжение было необходимым ответом на неспособность Франции и Великобритании остановить Гитлера. Точно так же промолчали бы поляки о массовых убийствах в Катыни и во время Варшавского восстания. Вместо этого они поблагодарили бы Советский Союз за его роль в освобождении Польши и последующей ее индустриализации. Особо они извинились бы за присоединение к НАТО после падения Советской империи и за распространение антироссийских настроений в ЕС и НАТО.
Они признались бы, что противостояние с Россией угрожает польской государственной безопасности и надо укреплять сотрудничество. Другими словами, все, что Россия считает хорошим для себя, хорошо и для Польши.
Подобный подход является в глазах поляков абсурдным и отталкивающим, однако это то, чего значительная часть западной общественности хочет от Украины. Украинцы должны были бы прекратить бередить тему сталинизма и вместо этого согласиться, что связи с Россией исторически были необходимы и неизбежны. Им также следовало бы признать, что они никогда не смогут стать членом НАТО и членство в ЕС выглядит также маловероятно. Вместо того, чтобы ловить западные солнечные лучи, они должны были бы сосредоточиться на разрешении конфликта с Россией, согласившись с особой ролью Кремля во внутренней политике Украины. Короче говоря, они должны были бы прекратить бесплодные и чреватые конфликтами попытки тянуться к остальному западному миру.
Все это, само собой, игнорирует устрашающую роль России в зачинании и разжигании конфликта и жертвенности украинцев, а ведь именно они стали тем народом, который действительно отдавал жизни во имя расширения ЕС. Все это воплощает ориенталистский, неоколониальный взгляд из восточной части Европы, который все с полным правом осудили бы, коснись он Африки, Латинской Америки или Азии. Его подпитывает и глубоко укоренившееся на Западе понимание, что справедливость важнее правды. Если Россия злится на Запад, то вина, по крайней мере частично, падает и на Запад.
Поэтому не украинцы (эстонцы, латыши, литовцы, поляки, чехи, словаки, венгры и прочие) должны были бы в одиночку извиняться за свою неосторожную неблагодарность, а Запад должен был бы извиниться и за разжигание и за то, что развязали им руки. В первую очередь грубой ошибкой является расширение НАТО, которое явно провоцирует Россию на достойные сожаления, но понятные методы противодействия.
Сатира? К сожалению, нет. Это рукопись. Чем более пугающей становится конфронтация с Россией, тем больше решений ищут на Западе соглашатели и простодушные. И пока мы переживаем из-за их мнимых ошибок, Кремль набирает мощь.