Вашингтонский аналитический центр «Атлантический совет» обнародовал доклад, в котором, как утверждают авторы, приводятся «неопровержимые доказательства» участия российской армии в конфликте на востоке Украины, основанные на общедоступных данных, таких как картографические сервисы Google.
Участие России в войне доказывают с помощью Google Maps
Рабочая группа «Атлантического совета» взялась доказать присутствие российских войск в зоне боевых действий при помощи данных из открытых источников, передает Би-би-си.
В документе указывается, что многие крупные наступления вооруженных сторонников самопровозглашенных ДНР и ЛНР запускались непосредственно с российской территории, на что указывают спутниковые снимки, анализ воронок от обстрелов и данные из открытых источников.
На российских территориях, примыкающих к границе, в последние месяцы выросла целая сеть военных лагерей, «видимая всякому, у кого есть доступ к Google Earth или Google Maps», пишут эксперты «Атлантического совета».
В рабочую группу входили несколько специалистов, в том числе бывший посол США в Киеве Джон Хербст.
Российские власти пока не комментировали новый доклад «Атлантического совета» под названием «Прячущиеся на виду: война Путина на Украине».
Пять ключевых пунктов доклада:
- Спутниковые снимки подтверждают передвижения российских войск и строительство военных лагерей вдоль украинской границы.
- Российские тренировочные лагеря, расположенные вдоль украинской границы, являются плацдармами в войне России на Украине.
- Российские военнослужащие получают от командования приказы скрывать идентификационные признаки на военной технике и снимать знаки различия, вступая в ряды сепаратистов.
- Различные вооружения и боеприпасы, производимые в России и не используемые в украинской армии, оказались в руках сепаратистов.
- В ходе ключевых наступлений российские войска на Украине получали поддержку с российской территории.
«Только добровольцы»
Россия отрицает присутствие своих войск в Донбассе и неоднократно отвергала все приводившиеся свидетельства своего участия в боевых действиях. Российские официальные лица говорят, что на востоке Украины воюют лишь российские добровольцы, а многочисленные фото- и видеоматериалы, свидетельствующие об обратном, - подделка.
В этом месяце украинские власти захватили в плен российских граждан Александра Александрова и Евгения Ерофеева, которые с тех пор неоднократно говорили, что они действующие военнослужащие российской армии, однако российском минобороны говорят, что эти люди уволились.
Исследование задумано как попытка опровергнуть российскую официальную версию происходящего и содержит ряд рекомендаций «западным правительствам»: «направить значительно больше сил и средств разведки на разоблачение и противодействие войне Путина на Украине».
Среди прочего, они полагают, что российской «гибридной войне» нужно противодействовать, «говоря четко, последовательно и публично о российской войне на Украине».
Укрепление границы
О стягивании российский войск и военной техники к границе с Украиной сообщает и корреспондент агентства Рейтер из хутора Чкалова в Ростовской области.
По его словам, на значительной части техники не видно маркировки, а многие солдаты носят камуфляж без опознавательных знаков. В таких формированиях Киев и его западные союзники подозревают замаскированных российских военных.
В то же время руководитель пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов в четверг сообщил, что российские пограничники приняли дополнительные меры по укреплению российско-украинской границы.
По его словам, это было сделано, в частности, из-за «возросшей угрозы проникновения на российскую территорию членов праворадикальных и экстремистских организаций Украины и незаконного перемещения через границу оружия и боеприпасов».
«Боевые действия на юго-востоке Украины по силовому подавлению Киевом сопротивления народного ополчения вызвали необходимость принятия дополнительных мер по усилению охраны российско-украинской государственной границы», - сказал Кулишов в интервью агентству РИА «Новости».
Он также отметил, что в последнее время у границ России возросла активность стран НАТО, в частности, на балтийском направлении.