Новый отчет о человеческом развитии в Эстонии сфокусирован на роли и влиянии принятой десять лет назад долгосрочной стратегии развития «Щадящая Эстония 21» на решения и развитие в Эстонии за последние годы.
Президент Тоомас Хендрик Ильвес отмечает во вступлении, что к составленной и принятой Рийгикогу десять лет назад долгосрочной стратегии развития можно относиться по-разному. «Для одних это не имеющее конкретного плана применения, немного идеалистичное (следовательно, оторванное от жизни) и рассчитанное на слишком долгую перспективу витание в облаках», - пишет Ильвес.
«Другим (надеюсь, что большинству) эта стратегия указала направление для движения в ситуации, когда Эстония делала свои первые шаги в качестве члена ЕС и каждый искал ответа на сложный вопрос, как Эстонии наилучшим образом остаться собой во все быстрее глобализирующемся мире и интегрирующейся Европе, то есть как сохранить в качестве части мира и Европы специфику Эстонии, которая в хорошем смысле отличает нас как государство, народ, жизненную среду и общество от остальных».
Президент отмечает, что Эстония, скорее всего, впервые после восстановления независимости меняется медленнее окружающего нас мира и что некоторые изменения не внушают оптимизма.
Ветик отмечает в предисловии, что, согласно индексу человеческого развития ООН, Эстония по-прежнему входит в число стран с очень высоким уровнем человеческого развития и занимает 33 место среди 187 стран мира. «Индекс человеческого развития Эстонии равен 0,890. Он сформирован на основе субиндексов средней ожидаемой продолжительности жизни (74 года), среднего количества школьных лет (12) и ВВП на одного жителя в сравниваемых ценах (23 387 долларов США)», - пишет Ветик.