Убывающее население является крупнейшей опасностью для будущего эстонского языка

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Peeter Langovits

Сокращение численности носителей эстонского языка как родного является основным фактором опасности для стабильного существования эстонского языка, отмечается в отчете о человеческом развитии Эстонии.

«При сохранении нынешней демографической тенденции к середине текущего столетия численность носителей эстонского языка как родного сократится до 800 тысяч человек, что не является достаточным для того, чтобы обеспечить функционирование эстонского языка в различных сферах на сегодняшнем уровне, - пишут авторы отчета. - Таким образом, основным фактором угрозы сохранению эстонского языка в XXI столетии является убывающее население».

По мнению авторов отчета, если эстонцы и впредь продолжат интенсивно потреблять культуру, то убывание числа носителей языка не сможет значительно повредить богатству эстоноязычной культурной среды. В то же время, в более сложном положении может оказаться высшее образование на эстонском языке.

«Поддержка иммиграции в течение ближайших двух десятков лет станет неизбежностью. К ней добавится реэмиграция, при этом уровень владения эстонским языком у поколения, выросшего за рубежом, далеко не всегда будет на уровне владения родным», - считают авторы отчета. Свое влияние на устойчивость эстонского языка окажет и виртуальное общение с родственниками, живущими в составе диаспоры, чье младшее поколение также вряд ли будет владеть эстонским языком.

«Все это в итоге может нарушить нынешнее достаточно хрупкое равновесие в ежедневном использовании эстонского, русского и английского языков в ежедневной жизни», - отмечается в отчете.

Его авторы предполагают, что ключевой средой с точки зрения устойчивого существования эстонского языка станет многонациональный Большой Таллинн, в котором по-эстонски в качестве родного или второго языка говорят 77 процентов населения. Выбор языка общения станет проблемой тогда, когда доля новых иммигрантов в городе начнет расти.

«Если общение с ними сохранится на уровне сферы обслуживания, то это не окажет особого влияния на использование эстонского языка. Если у эстонцев, эстонской диаспоры и новых иммигрантов начнут формироваться общие персональные сети общения, то учащение англоязычного общения в ущерб общению на эстонском языке неизбежно», - считают авторы исследования.

Они отмечают также, что в Ида-Вируском уезде, где сокращается как доля эстонцев в населении, так и роль эстонского языка, общим языком общения постепенно станет русский язык.

«В то же время, национальное самосознание эстонцев остается сильным. Это значит, что эстонский язык сохраняет свою сильную позицию дома и в сфере образования на самых первичных ступенях. Пока трудно прогнозировать, в какой момент доля англоязычного общения начнет влиять на передачу традиций общения на эстонском языке, и произойдет ли это вообще», - пишут авторы отчета.

Наверх