Придет ли в Москву с наступлением лета экономическое оздоровление? Российские политики и представители экономики излучают небывалый оптимизм, что вряд ли можно было представить всего несколько месяцев назад, пишет обозреватель немецкой газеты Die Welt Эдуард Штайнер.
Die Welt: неожиданно Россия почувствовала себя опять очень сильной
Отчасти на смену настроения повлияли несколько событий последних недель. "Во-первых, во время поездки в Россию госсекретарь США Джон Керри обозначил отмену санкций в качестве цели, и, хотя европейцы, наоборот, грозят ужесточить их, этот факт окрыляет русских. Они хотят наконец-то заговорить со своим давним противников Америкой на равных", - говорится в статье.
Также улучшение настроения связано с позитивными прогнозами по экономическому развитию: "Разумеется, поначалу некоторые чересчур рьяные чиновники соревновались в отрицании кризиса. Но сейчас день от дня растет число тех, кто говорит, что самая болезненная фаза кризиса уже позади". Так, несколько дней назад министр финансов России Антон Силуанов открыл "соревнование в оптимизме". Чуть позже "мяч перехватил" и сам Путин, заявивший, что самое худшее уже преодолели, что не будет никакого обвала и он бы даже не стал называть это кризисом.
Тем не менее, спад, который пришлось пережить России, не был безболезненным, констатирует Штайнер. И ввиду событий, которые произошли в 2014 и начале 2015 года, становится ясно, почему российские предприниматели до сих пор уезжают за границу и стараются продать свои предприятия в России. По крайней мере, три фактора привели к спаду в российской экономике и продолжают негативно сказываться до сих пор. "Во-первых, санкции закрывают российским концернам доступ к западному рынку капитала, - указывает Штайнер. - Разумеется, это не касается частных компаний, но тем из них, кто во время не позаботился о рефинансировании своих долгов, теперь приходится сталкиваться с тем, что ни одно финансовое учреждение на Западе не готово брать на себя риск невозврата денежных средств". Вторым фактором стала "цена на нефть, которая с лета 2014 года по январь 2015 года упала более чем на 60% до 47,9 долларов за баррель".
В конечном итоге, эти два фактора лишь усилили общую тенденцию спада российской экономики, начавшуюся еще в 2012 году и ставшую причиной стагнации даже несмотря на относительно высокую цену на нефть. Самое позднее, к 2013 году стало ясно, что она перестала быть для российской экономики драйвером роста и ситуацию можно исправить только с помощью структурных реформ и улучшения инвестиционного климата. А этого бизнесмены безрезультатно ждут уже годами, подытоживает обозреватель Die Welt.