Согласно онлайн-опросу, проведенному Postimees на прошлой неделе, на вопрос, восстановил ли вам работодатель урезанную в период кризиса зарплату, большая часть респондентов призналась, что не решилась об этом спрашивать.
Люди боятся просить о восстановлении зарплат
Удельный вес тех, кто дал подобный ответ, составил 62,7 процента. Тех, кто все-таки обратился с этим вопросом, было 25,9 процента. В полном объеме или хотя бы частично урезанную зарплату смогли вернуть на прежний уровень 11,4 процента опрошенных.
Консультант по планированию карьеры Тийна Саар, комментируя проблему обращений по по поводу повышения или восстановления зарплаты, сказала, что работнику следует попытаться поставить себя на место работодателя, постараться понять, какую ценность он производит и каким образом эти деньги возвращаются обратно на предприятие. При этом вести речь о собственных расходах нет смысла.
«Во-первых, то, что на соседних предприятиях получают больше, — не аргумент. Во-вторых, стремление добиться повышения заработной платы никогда не следует мотивировать своими личными расходами на частную жизнь, потому что работодатель платит за работу, а не содержит своего работника», — пояснила Саар.
Варианты приработка
Консультант отметила, что в сфере так называемого социального предпринимательства некоторые работодатели на протяжении долгого времени инвестируют в своих работников, и эти люди только потом начинают приносить предприятию прибыль.
«В любом случае стоит открыто обратиться с вопросом, каким образом на этом предприятии можно было бы больше зарабатывать. В конце концов, можно заниматься какими-то работами на проектной основе для какого-то другого предприятия или же параллельно заниматься частным предпринимательством», — заметила консультант по планированию карьеры.
Можно предложить себя работодателю в качестве человека, готового взять на себя дополнительную ответственность, в том случае, если это возможно и разумно, или договориться о дополнительных льготах. Тогда уже речь пойдет о совокупной оплате труда.
Люди нередко сконцентрированы лишь на общей сумме зарплаты и не обращают внимания на пакет мотивирующих условий. Поэтому бывает, что люди меняют место работы ради чуть большей, например, на 500 крон, зарплаты, упуская из вида, что прежний работодатель предлагал пакет дополнительных льгот на 3000 крон, который включал оплату разговоров по мобильному телефону, занятий в спортивном клубе, регулярный медицинский контроль и т.д.
Эклектичная карьера
«В отношении проблемы зарплат большую роль играет сам человек, его развитие, профессиональные навыки и способности и потенциал. И хотя на многих предприятиях уровень заработной платы зафиксирован, всегда имеется пространство для маневра, чтобы предложить достойную конкретной личности оплату труда, если игра стоит свеч и в заинтересованном в повышении зарплаты работнике видят очень хорошего специалиста», — подчеркнула Саар.
По словам консультанта по планированию карьеры, одна из возможностей получить хорошую заработную плату у продвинутого работодателя сопряжена с самоотдачей, лояльностью и готовностью стать лучшим в своем деле.
«В последнее время преобладает так называемая эклектичная карьера, когда человек три года работает в одной сфере, потом в другой области и еще год уходит на обретение самого себя, — сказала Саар. — В конце концов человеку бывает трудно определить, кто же он по специальности и какова его стоимость».