Несмотря на замедление номинального роста зарплаты, в первом квартале этого года доля заработной платы в ВВП оказалась самой высокой за пять последних лет. Изменения в зарплате по сравнению с замедлением экономического роста является существенно более жёстким фактором, и давление здесь наращивается также нехваткой квалифицированной рабочей силы. Поскольку созданная добавленная стоимость росла медленнее, чем количество отработанных часов, производительность уменьшается уже второй квартал подряд. Одновременно росли расходы на рабочую силу, в связи с чем росли расходы на единицу рабочей силы. Расходы на единицу рабочей силы начали быстро ускоряться с начала 2010 года, и за пару последних лет продолжали быстро расти с увеличением зарплат.
Рост расходов на единицу рабочей силы в Эстонии уже долгое время остаётся самым быстрым в ЕС. Это может угрожать ценовой конкурентоспособности наших предприятий, особенно на рынках с наиболее низким уровнем цен. В то же время, если посмотреть наши цены производителя, то хотя за последние пять лет их рост и превышал средний показатель по Евросоюзу, но этот рост был медленнее, чем у наших основных торговых партнёров – Латвии, Литвы, Голландии и Норвегии. Цены производителя в Эстонской обрабатывающей промышленности с марта прошлого года снижаются, а в этом году спад даже углубился.
Инвестиции, правда, снизились на целых 8%, однако это снижение не имело под собой широкой основы и коснулось главным образом сельского хозяйства и энергетики. Несмотря на уменьшение инвестиций, эти сферы деятельности по-прежнему инвестируют в Эстонии больше всего. Если инвестиции в секторе предприятий снизились, а в правительственном секторе остались, по сути, на том же уровне, то в секторе домохозяйств они увеличились. Домохозяйства увеличили инвестиции главным образом в жилые здания. Хотя инвестиции предприятий снижаются уже третий квартал подряд, структура этих инвестиций сейчас в большей мере служит повышению производительности труда, чем до кризиса 2009 года. Доля машин и оборудования, а также продуктов, связанных с правами интеллектуальной собственности, сейчас выше. Однако рост производительности сдерживается в основном из-за слабого спроса.