Содержание последних опубликованных в Эстонии экономических прогнозов можно обобщить фразой: «Поживем — увидим».
Арго Идеон: у кого спросить — у Пола или Пауля?
В пояснительной записке к новому проекту государственного бюджета на 2011 год сказано: «Восстановление после кризиса по-прежнему идет неровно, и перспективы экономического роста овеяны значительной неуверенностью».
Последний прогноз Банка Эстонии на 2010-2012 год выражается яснее, но выглядит более пессимистично: «Сейчас многие признаки свидетельствуют о том, что темп роста мировой экономики в период последующего за кризисом и прогнозируемого оживления замедляется», а также: «Внешняя среда по-прежнему чревата новыми потрясениями, которые могут способствовать возникновению всевозможных угроз».
Два вышеупомянутых документа были созданы в двух основных центрах экономического прогнозирования — Минфине и Банке Эстонии — и призваны внести ясность по части экономических перспектив на ближайшие месяцы. Но как же можно строить такие прогнозы, если нет понимания того, куда будет двигаться весь мир в ближайшем будущем?
Составителям прогноза не остается ничего иного, кроме как невнятно обходить стороной «вопрос на миллион(ы) долларов»: является ли нынешнее оживление всего лишь «конвульсией дохлой кошки» и не начнет ли кризис вместо отступления приобретать конфигурацию буквы W.
Известный колумнист New York Times, лауреат Нобелевской премии Пол Кругман описывает последний вариант как ситуацию, когда «мы достигли дна, но еще не дна».
Возможно, что на самом деле оснований для подобного пессимизма и не существует. Если понаблюдать за соответствующими дебатами в мире, то можно отметить, например, заявление президента Федерального резервного банка Нью-Йорка, который сказал, что развитие ситуации по сценарию «контура W» маловероятно.
В то же время общая картина мировой экономики настолько запутана, что кое-кто уже предлагает узнать о вероятности развития событий не у Пола Кругмана, а у осьминога-оракула Пауля, чьи предсказания наделали столько шума во время ЧМ по футболу.
Жизнь показывает, что при отсутствии возможностей компетентно прогнозировать будущее в ход идут всевозможные «основные сценарии» и «сценарии рисков». Ведь даже на опубликованном Центробанком графике бюджетного баланса Эстонии на ближайшие годы четко обозначены три направления: если все останется примерно таким же (основной сценарий), если образуется профицит («оптимистическое среднее взвешенное»), если дефицит возрастет («пессимистическое среднее взвешенное»).
Подобный подход можно было бы применить и при составлении госбюджета. Может быть, и его тоже следовало бы составлять в трех вариантах? Так ведь и гороскопы тоже можно публиковать три недели подряд: основной гороскоп, оптимистический и пессимистический сценарий.