Премьер-министр Украины Николай Азаров сказал в интервью Postimees, что Украина, наконец, опять стабильна. Путем больших реформ правительство хочет вывести страну из кризиса и восстановить дружбу с Россией.
Николай Азаров: Наш курс — Европа
Недавно в Украине объявили недействительными принятые в 2004 году поправки к Конституции, чем в определенном смысле вернули государство с 45-миллионным населением в 1996 год. Народ разочарован в политиках, пришедших к власти через «оранжевую» революцию.
Расколовшееся общество заняло выжидательную позицию — сможет ли правительство поднять благосостояние страны? Азаров, встретившийся позавчера со своим эстонским коллегой Андрусом Ансипом, уверен в силе и способностях нового правительства.
В Украине снова принята Конституция 1996 года.
Чем она лучше?
Поправкам 2004 года сопутствовали серьезные нарушения, затрагивающие баланс власти премьер-министра, парламента и президента. В течение пяти лет мы могли наблюдать, что в стране нет единодушия. Между важными органами власти были большие конфликты, и это сильно мешало не только реформированию экономики, но и нормальному управлению государством.
Что это дает обществу?
Это дает стабильность. Более того, теперь можно опять четко различать власти. Это дает людям и надежду, что вне зависимости от того, кто именно в данный момент занимает пост премьер-министра или президента, между ними не будет конфликта.
Конфликт изначально искореняется конституционными полномочиями. В то же время, правительство имеет достаточно власти, чтобы принимать решения и решать проблемы государства.
Правительство все равно является высшим органом власти в государстве, и я не вижу ничего, что сейчас могло бы помешать проведению реформ.
Но теперь за счет парламента президент опять имеет больше власти. Это считается не очень демократичным.
Зависит от того, что понимать под демократией. Если под демократией подразумевается анархия, которая царила в стране последние пять лет, когда ни у президента, ни у премьер-министра не было власти, так как президент постоянно накладывал вето на решения премьер-министра… Сейчас существует четкий порядок, при котором президент имеет право расформировать правительство.
Что вы подразумеваете под порядком?
Президент выиграл выборы. Он предложил свою программу, и ее нужно претворить в жизнь. Хочу подчеркнуть, что мы создали команду единомышленников. Президент действительно победил на выборах, но ради его победы работала вся Партия регионов. Эта коалиция тверда, как скала, она способна принимать законы, разрабатываемые правительством.
Сформировалась достаточно надежная, устойчивая система. Правительство разрабатывает закон, парламент принимает его, а президент подписывает — и закон вступает в силу. Это и есть демократия!
В каком направлении движется Украина?
Курс установлен законом. Основы внутренней и внешней политики стали первым законом, над которым работало наше правительство. Закон однозначно определяет курс интеграции Украины в Европу. Как обоснованно подчеркнул премьер-министр Эстонии, не законы ЕС подгоняют под нас, а мы сами обязаны изменить свою систему законов таким образом, чтобы она соответствовала законам ЕС.
В СМИ довольно много говорится о пророссийском настрое правительства Украины. Более того, Украина зависит от российского газа. Как это может сказаться на будущем страны?
Наш курс однозначен — Европа. В то же время, мы хотим отойти от политики противопоставления России, которой увлекалось прошлое правительство. Россия — наш самый крупный партнер, наш сосед, и мы заинтересованы в том, чтобы у нас были дружеские отношения.
Что вы думаете об энергетической зависимости?
Конечно, мы зависим от России, как любое другое государство, у которого нет достаточно своих энергетических ресурсов. Но это не значит, что своими внутри- и внешнеполитическими решениями мы хотим угодить своим северным соседям. Тем более что мы подписали договор с Энергетической хартией ЕС. Таким образом, мы устранили монополию одного поставщика на своем рынке.
(Тут в разговор вмешался премьер-министр Эстонии, поддержав украинского коллегу фактами: «Украина экспортирует в ЕС в десять раз больше, чем в Россию. Почти как мы. У нас тоже десять процентов идет в Россию, а 70 процентов — в ЕС».)
Каковы достижения нового правительства?
Главное — это рост экономики. За последние восемь месяцев темп роста у нас составил примерно пять процентов. Самое большое достижение — это сокращение бюджетного дефицита. От 16-процентного дефицита мы дошли примерно до уровня 4,5 процента. Для нас это большое достижение! Одновременно мы начали проводить реформы.
Важной была реформа судебной системы, в ходе налоговой реформы мы приняли важный антикоррупционный закон. Но самое главное — мы добились политической и экономической стабильности. Нам стали больше доверять на международном уровне. Уже знают, что наше правительство никогда не принимает необдуманные и популистские решения. Нам было трудно добиться такой стабильности.
Какая критика доносится из народа? Чем украинцы недовольны, чего не хватает?
Конечно, люди критикуют нас обоснованно. Во-первых, структура экономики до сих пор не реформирована, и мы очень ранимы. Например, из-за засухи в России и роста цен на зерно у нас тоже поднялись цены на продукты.
На мировом рынке растут цены на продукты и сырье, но люди обвиняют в этом главным образом правительство. (В разговор опять вступает Ансип: «А у нас главный виновник — евро. Но правительству, конечно, тоже достается».)