Население Эстонии сокращается

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Pm

Численность населения Эстонии неуклонно сокращается, т.к. рост рождаемости в последнее десятилетие не повлиял на тенденцию, а лишь замедлил ее развитие. К середине века в Эстонии будет проживать на 100 000 человек меньше, чем сейчас.


Для того чтобы численность на­селения оставалась стабиль­ной, в среднем человек должен иметь двоих детей. А если учесть, что не все до­жи­вают до детородного возраста, то детей в семье должно быть больше двух. С учетом всего этого в нашей стране на каждого жителя в среднем должно приходить­ся по 2,06-2,07 ребенка. В прошлом году в Эстонии этот показатель составлял 1,63, что говорит о том, что ежегодно не рождается более 20% детей.

Тенденция рождаемости
С 1990-х годов начался процесс, когда семьи откладывают рождение детей на более поздний срок, и этот процесс продлится еще 10-15 лет. Если в первой половине 1990-х годов средний возраст впервые рожающих женщин составлял 22,6-22,8 года, то сейчас чуть более 26 лет и, очевидно, он повысится до 28-29 лет, сказал ведущий научный сотрудник Эстонского института демографии ТлУ Аллан Пуур.

По прогнозу ООН, к 2050 году численность населения Эстонии сократится до
1 233 000­ или на 100 000 человек. Прогноз Евростата еще более пессимистичен, но, как сказал Пуур, эта статистическая служба ЕС использует более пессимистичные данные середины 2000-х годов.

В то же время очевидно, что даже при самом оптимистичном сценарии к концу 2010 годов соотношение между рождаемостью и смерт­ностью вновь станет отрицательным, так как детородного возраста достигнет немногочисленное поколение тех, кто родился в 1990-е годы.
Не радужная картина и в других странах: в ближайшие десятилетия вряд ли удастся добиться такой рождаемости, чтобы обеспечить воспроизводство населения.

По прогнозу ООН, вероятнее всего к 2050 году суммарный коэффициент рождаемости увеличится в среднем с сегодняшних 1,64 до 1,8 ребенка. В развитых странах с рождаемостью выше средней этот коэффициент будет лишь немногим выше — 1,85 ребенка.

На фоне этих прогнозов нет никаких оснований полагать, что Эстония выбьется из общего ряда. Вопрос скорее в том, в каком направлении мы движемся. Упрощенно наш выбор ограничен двумя путями: низкая рождаемость, что характерно для Южной и Восточной Европы, и чуть более высокая, отмечаемая в Северной и Западной Европе.

В каком направлении мы пойдем, зависит от социальной политики и политики в области народонаселения.

Как явствует из приведенного графика, родительская зарплата, которую в Эстонии платят с 2004 года, никоим образом не изменила тенденцию рождаемости, поскольку тенденция к увеличению количества детей на одну женщину отмечается к конца 1990-х годов.

По словам Пуура, доказать влияние одной принятой меры на рост рождаемости сложно, в то же время в тех странах, где семьям выплачиваются солидные пособия, детей рождается больше. Поэтому важно, чтобы политика поддержала желаемое направление развития.

Оптимистичный прогноз
Департамент шоссейных дорог предлагает для Эстонии более оптимистичный прогноз, чем Евростат или ООН. Чем выше численность населения, тем больше участников движения, следовательно, нужно строить больше дорог.

Ученые ТТУ сос­тавили для департамента прог­ноз до 2040 года, включающий прог­ноз численности населения до 2050 года. По этому прог­нозу численность населения Эстонии в 2050 году составит на 40 000 человек больше, чем прогнозирует ООН, и на 90 000 больше, чем предсказывает Евростат.

Численность населения — лишь один из факторов роста плотности движения, имеют значение также количество ав­томобилей и средний годовой пробег одного автомобиля. По прогнозу департамента, оба показателя должны вырасти и достигнуть среднего европейского уровня.

Департамент шоссейных дорог, как считает Аллан Пуур, пользуется слишком оптимистичным прогнозом относительно численности населения. Прогнозы Евростата и ООН, вероятно, более точные.

КОММЕНТАРИЙ

Лууле Саккеус,
директор Эстонского института демографии ТлУ

Демографы затрудняются ответить на вопрос, когда линия поведения нового поколения сменит линию поведения предыдущего поколения. Пока прогнозы довольно пессимистичные. В то же время в последние годы мы видим, что стала расти рождаемость в тех странах, где она была очень низкой.

Если посмотреть на количество детей, рожденных женщинами репродуктивного возраста, то мы увидим, что среди женщин в возрасте от 15 до 49 лет есть представительницы нескольких поколений, и их поведение может быть очень различным. Возможно, нам удастся проследить новые линии поведения, когда все 15-49-летние женщины начнут вес­ти себя одинаково.

Пока мы не можем на основании коэффициента рождаемос­ти проследить тенденцию. Как правило, рождаемость оценивается по показателям поколения, а мы можем их рассчитать только тогда, когда все это поколение выйдет из репродуктивного возраста, то есть достигнет 50 лет. Уровень воспроизводства в отношении женщин, родившихся 50 лет назад, обеспечен.

В Эстонии, учитывая, что детей рожают позже, показатели значительно выше, мы находимся на одном уровне с Северными странами, который считается самым высоким в Европе.

Комментарии
Copy
Наверх