Если кто-то не любит Одессу, значит, ей просто завидуют

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
На балконах в Одессе теперь можно увидеть украинские флаги.
На балконах в Одессе теперь можно увидеть украинские флаги. Фото: Елена Поверина

Когда возникает желание оказаться между прошлым и будущим, отправляйтесь в Одессу! Даже в самые нелегкие времена Одесса остается Одессой.

Я не была в этом городе 25 лет, с тех пор, как перестал летать прямой самолет Таллинн–Одесса. Спешу сообщить, что «жемчужина у моря» продолжает жить с душой нараспашку.

Для начала разрушу несколько мифов. Это неправда, что в Одессе нельзя говорить по-русски. Одесситы по-прежнему доброжелательны ко всем, а русская речь звучит вокруг повсюду. Мне не было страшно сесть в такси, прогуляться на пляж или отправиться в легендарный район Молдаванка. «Посмотрите на наш привоз, там 150 национальностей в одной кастрюле живут и работают! Никто никому не мешает», – со свойственной местным жителям образностью убеждал меня одессит Сергей.

Выступил и остался невредим

Прогуливаясь по притихшей Дерибасовской и заглядывая в опустевшие дворики, я думала о том, что Одесса – это бренд, Южная Пальмира, город музыки, литературы, столица юмора, где тесно связаны европейская и русская культура. Как Одессе теперь себя позиционировать? Как развиваться, когда все связи с большим соседом разрушены? Прокручиваю в голове недавний разговор с вице-президентом Всемирного клуба одесситов Валерием Хаитом: «Одесса должна жить и двигаться так, как ей наиболее комфортно и привычно. Да, Одесса – украинский город, и все одесситы – граждане Украины, чем многие гордятся. Я, например. Но внедрение украинского языка и культуры в наш город должно быть деликатным и цивилизованным. А еще я надеюсь, что связь Одессы с Россией ни в коем случае не будет прерываться» (подробнее об этом см. «Postimees на русском языке» 25.06.).

Это неправда, что у Одессы не осталось друзей. На первый международный фестиваль классической музыки Odessa Classics приехали гости со всего мира. Известный оперный певец Паата Бурчуладзе открыл фестиваль. Знаменитый грузинский бас признал, что к Одессе нельзя относиться равнодушно: «Если кто-то Одессу не любит, значит, ей просто завидуют». Музыкант не скрывал, что сейчас многие опасаются приезжать в Одессу, потому что думают, что в городе стреляют. Бурчуладзе захотел подать личный пример музыкальному миру: «Пусть увидят, что я дал здесь концерт и остался невредим».

Эстонские музыканты дружно поддержали этот почин. Hortus Musicus и Арт-джаз квартет (Соояэр, Реммель, Рубен) под управлением Андреса Мустонена с воодушевлением выступили в переполненном зале. Позже Мустонен лишь посетовал на то, что политика заслоняет от нас восприятие музыкальных возможностей Одессы с ее роскошными залами и архитектурой.

Организатор фестиваля Odessa Classics, известный украинский пианист Алексей Ботвинов очень хотел противопоставить Одессу печальной картине, которую можно наблюдать во многих других населенных пунктах Украины. «Фестиваль прошел в городе мира и толерантности, и таким он всегда был, есть и будет», – говорит Ботвинов. Деятелей культуры попытался приободрить и губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, который напомнил, что он в Одессе не для того, чтобы люди чувствовали себя в культурном захолустье.

От Отрады до Затоки

Это неправда, что туристов здесь больше не ждут. Как минимум весь внутренний туризм развернулся с крымского направления в сторону Одессы. Иностранцам здесь тоже очень рады. В Одессе есть удивительный, застывший во времени ретро-пляж Аркадия и обновленная пляжная зона Ланжерон с дельфинарием и фешенебельными отелями. А неподалеку от Ланжерона находится романтичный пляж Отрада, главной достопримечательностью которого является желтый камень. Говорят, что именно у него Владимир Высоцкий сделал когда-то предложение руки и сердца Марине Влади. От морского побережья уносит вверх к Французскому бульвару единственная в городе канатная дорога родом из 70-80-х годов.

Эстонский инвестор Марсель Вихманн благоустраивает пляжную зону под Одессой в курортной зоне Затока. Первый участок набережной уже открыт. Как пишут украинские СМИ, Затока может затмить Крым, собирая большое количество местных и зарубежных отдыхающих. Новый променад протяженностью 12 км станет логистической артерией, которая свяжет весь курорт Затока и предотвратит размывание пляжей. Проект рассчитан на три года и обойдется эстонскому предпринимателю в пять-шесть миллионов долларов.

Вихманн также финансирует строительство одесского жилого комплекса «Золотая эра». Прототипы всех 15 домов взяты из Эстонии. Название жилого района, вероятно, должно напомнить одесситам о том, что мечты сбываются, главное – верить.

А вера им очень нужна. Это правда, что жителям Южной Пальмиры сейчас приходится нелегко. Одесситы устали от неустроенной жизни и потрясений на рынке труда. Судя по разговорам, люди не на шутку встревожены ослаблением гривны, сокращением зарплат и рабочих мест, но стараются не терять надежды. Все хотят перемен к лучшему, отдавая себе отчет в том, что сближение с Европой будет нелегким.

Отдыхающих из Эстонии первым делом поражает доступность цен в Одессе. За пару евро там можно доехать в любой конец города на такси, и каждый водитель будет рад возможности подзаработать. А всего за пять-шесть евро можно ни в чем себе не отказывать за ужином в ресторане. «Расставайтесь с деньгами уверенно» – призывает платежный автомат на улице. Одесситы не теряют юмора ни при каких обстоятельствах. И в этом тоже суть города!

Французский бульвар ведет в Китай

Одесса и шампанское – понятия почти неразделимые. Местные заводы шампанских вин и винно-коньячной продукции тоже переживают нестабильные времена. Тенденция рынка значительно изменилась в последние два года: экономика упала, люди стали меньше зарабатывать и меньше потреблять шампанского. Потерю российского рынка и крымских партнеров старейший на Украине завод шампанских вин «Французский бульвар» стремится наверстать за счет Китая, куда проторили дорожку одесские вина Гулиевых.

С появлением Поднебесной на горизонте экспортная доля завода приблизилась к 10%. Остальное (а всего производится около 5 млн бутылочной продукции в год) распределяется на внутреннем украинском рынке. Небольшие поставки шампанского в Израиль, США и страны Балтии имеют для одесского завода скорее символическое значение.

Одесса – город эмоций и оживленных уличных разговоров. То тут, то там агитируют за вступление в НАТО, требуют снижения тарифов на тепло, зазывают в добровольческие батальоны, критикуют или же одобряют решение мэрии увековечить память погибших в Доме профсоюзов. Прошлогодняя трагедия для Одессы стала красной чертой, заставившей всех остановиться и задуматься. Эстонский общественный деятель и специалист по пиару Меэлис Кубитс, организовавший большое турне в поддержку Одессы, обратил внимание на важный момент: «Нам стоит поучиться тому, как можно мирно жить в городе после такой трагедии. Кто знает, если бы не случилось всей этой ситуации, возможно, Одесса уже сегодня находилась бы в совсем других юридических условиях. Одесса всегда была мирным городом, здесь насчитывается 130 национальностей. И мы можем поучиться у них тому, как можно после всего произошедшего уважать права друг друга и смотреть друг другу в глаза».

Эстонский бизнесмен, член Всемирного клуба одесситов Райво Райдам заметил, что еще в 2004-м, после победы первого Майдана, Европе надо было бы серьезно начинать заниматься Украиной, как минимум так же серьезно, как сейчас. Возможно, тогда и многих неприятных последствий удалось бы избежать.

Обо всем этом мы на раз рассуждали в Одессе. Здесь многое осталось от прошлого, но все все-таки верят в будущее. Этот город переживал самые разные периоды истории, но юмор еще никогда ему не изменял.

Вице-президент Клуба одесситов Валерий Хаит заметил, что юмор стал для одесситов незаменимым инструментом толерантности и компромисса. Помните, как в известном фильме про барона Мюнхгаузена герой Олега Янковского говорит: «Умное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!» У жителей Южной Пальмиры возникает иногда подозрение, что барон Мюнхгаузен был-таки одесситом.

Наверх