Cообщи

Эдвард Лукас: порабощенные народы

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эдвард Лукас.
Эдвард Лукас. Фото: Liis Treimann/Postimees

"Выражение «порабощенные народы» отдает холодной войной, но в третью неделю каждого июля с него сдувают пыль и мы вновь обнаруживаем его в политическом календаре. Конгресс США принял в 1959 году пламенную резолюцию, где отметил порабощенные коммунистами, в том числе Кремлем «Польшу, Венгрию, Литву, Украину, Чехословакию, Латвию, Эстонию, Румынию, Восточную Германию, Болгарию, материковый Китай, Армению, Азербайджан, Грузию, Северную Корею, Албанию, Тибет, Туркестан, народы Северного Вьетнама, казаков и других». С тех пор президент США каждый год выступает с обращением в неделю порабощенных народов", - пишет в своей колонке известный журналист и автор Эдвард Лукас.

Это ограниченное понятие. Право народов на самоопределение не обязательно связано со свободой, справедливостью и достоинством (хотя империя зла разрушена, большая часть находившихся в 1991 году в ее власти людей по-прежнему живет в несвободных обществах). В конце концов, качество жизни народа важнее национальных прав. Список избирательно составлен: Россия может убедительно претендовать на роль первой порабощенной коммунистами страны и их главной жертвы.

Неделя порабощенных народов все же является полезным поводом для размышлений и действий. Хотя империя зла мертва, ностальгия по советским временам по-прежнему на удивление популярна. Последний пример — (итальянский алкогольный концерн – BNS) Campari. В его календаре июль отмечен изображением из советской космической программы (благодарить следует обративший на него внимание сайт «Жертвы коммунизма» – Victims of Communism).

На самом деле тоталитарные империи характеризуют не шикарные и яркие картинки. Это кладбища миллионов. Серп и молот должны внушать такое же отвращение, как и свастика. Коммунизм — это не круто.

Бедствия тибетцев и уйгуров («Туркестан» в резолюции) заслуживают особого внимания. Китай требует от других государств выдачи беженцев-уйгуров. Трусливые страны вроде Таиланда слушаются. Загадочная смерть уважаемого тибетского ламы Тенцина Делека Ринпоче в тюрьме и поспешно организованная оккупантами его родины варварская кремация вызвали бурю негодования. Мне недоставало голосов тех лидеров, в чьих странах все еще помнят те же страдания, которым сейчас подвергается Тибет. Слова, будто китайские товары и инвестиции слишком важны, чтобы ими рисковать, не выдерживают критики.

Еще важнее пересмотреть распространенные у порабощенных народов предубеждения в отношении бегущих от бедности, войны и гнета людей с Ближнего Востока и из Африки. Жесткая позиция стран Центральной и Восточной Европы по по миграционному вопросу странно выглядит в контексте их собственной истории. Существенная часть миллионов поляков, украинцев, чехов и словаков, искавших новой жизни за пределами родины, была, по нынешней терминологии, «экономическими мигрантами». Другие, особенно в последовавшие за Второй мировой войной годы, бежали от террора, с которым сейчас столкнулись иракские езиды, сирийские христиане и мусульманские жертвы сектантского насилия.

Я высоко ценю принадлежащий мне экземпляр книги «По парусами на свободу» рассказывающей реально произошедшую историю 16 эстонцев, которым в 1945 году удалось при помощи поразительных способностей, смелости и солидарности пересечь на рассчитанной на четырех человек 55-летней прогулочной лодке Атлантический океан. Они видели дело рук коммунистов и были готовы на смертельный риск, чтобы сбежать от него. США дали им прибежище.

Бывшие некогда порабощенными народы могут рассказать много подобных историй о внезапных смертях, пытках, изнасилованиях, предательствах, разрушенных семьях, сломанных жизнях, потере ценного имущества, проведенных в лагерях беженцев годах и, наконец, тех счастливцах, которым удалось благодаря тяжелому труду и чужой доброте начать новую жизнь. Уместный девиз звучал бы так: «на свободе у нас нет родины, а на родине нет свободы».

Было бы неправильно отмечать неделю порабощенных народов, поздравляя себя с пережитыми страданиями и бойкотируя Campari (я создал в социальных сетях новый хэштэг: #no2sovstalgia).

Важный (и неловкий) вопрос: что было бы со сбежавшими от коммунизма людьми, если бы с ними обошлись так же, как мы сейчас обходимся с беженцами от мусульманского насилия?

Наверх