/nginx/o/2010/10/14/449514t1hc2e0.jpg)
Жители волости Раэ, признанной по итогам прошлого года самой эффективной, довольны тем, как идут дела в их самоуправлении, хотя постоянный приток новых жителей может обернуться лет через пять дефицитом мест в детсадах и школах.
«Я живу здесь уже 40 лет. Сегодня ко мне в гости приехала из Таллинна сестра, так она в восторге от того, какое здесь отличное место», — рассказывает жительница поселка Юри Пилле, которая вместе со своей сестрой, с цветами в руках, идет на кладбище на могилу матери. «Многое сделано. Парк красивый, мост новый, дома отремонтированы, церковь починили, дороги в порядке», — перечисляет 77-летняя Пилле.
По дороге на Арукюла, которая проходит через волостной центр — поселок Юри, насчитывающий 12 000 жителей, движется нескончаемый поток машин. Кто-то едет домой, у кого-то цель — магазин, откуда доносится писк кассовых аппаратов.
Возможности и потенциал
«Здесь все тип-топ», — бросает бородатый мужчина в шапочке с козырьком, приехавший из Пярнумаа временно подработать в волости Раэ, и спешит к своей машине — работа не ждет.
Живущие в поселке Лагеди Анита и Иво Иваск также довольны тем, как развивается волость. «Правда, в Лагеди могла бы быть такая же хорошая велосипедная дорожка, как и в Юри.
И пятилетний ребенок не должен был бы ездить по обочине автодороги», — считает Анита.
«В связи с созданием технопарка сюда, конечно, приехало много народа. Мы-то общаемся с людьми постарше, однако новых молодых семей в этих краях немало», — говорит Иво.
Волостной старейшина Раэ Вейго Гутманн внимательно изучил исследование, проведенное OÜ Geomedia, и, по его мнению, все показатели растут именно благодаря активному использованию волостной земли, активности населения и предпринимательской деятельности, хорошей трудовой занятости и более высоких зарплат. Ведь в волость Раэ перебрались многие крупные предприятия.
По словам волостного старейшины, исследование нельзя принимать за абсолютную истину и утверждать, что волость Раэ самая-самая.
«Конечно, я бы хотел, чтобы моя волость была самой-самой и работал бы во имя этого, но такого рода статистический показатель может оказаться не до конца объективным. Одно дело — эффективность, а другое — это возможности и потенциал», — поясняет Гутманн.
«По сравнению с другими местными самоуправлениями у нас было некоторое преимущество, поскольку у нас более высокий удельный вес муниципальных земель, поэтому полученные при их отчуждении доходы мы смогли инвестировать в образование. Уровень трудовой занятости и количество предприятий на каждые сто человек населения у нас действительно выше, чем в каких-то других небольших поселках», — отмечает он.
Какие у волости недостатки?
«Не знаю про недостатки, но проблемы, которые нам надо решить, связаны именно с местами в детских садах и школах. В 2015-2016 годах дефицит школьных мест должен быть большой, поскольку в волости прибавилось много приезжих», — говорит Гутманн.
С десяток хуторов
Третий год проживающая в волости Раэ Кадри Ярветар считает ее лучше, чем соседняя Раазикуская волость, где она жила раньше. «Хотя год назад зарплаты и были урезаны, но ведь здесь игровые площадки, бассейн, стадион. Если только у человека желание есть, то занятий хватает. Проходят всевозможные праздники и ярмарки», — поясняет женщина.
Свидетельством активной жизни местных деревень может служить деревня Кадака, расположенная в северо-восточой части волости Раэ, у 37 жителей которой для передачи новостей и информации имеется в Интернете собственный сайт.
Ингерманландка Елизавета Сойту, приехавшая из Лагеди в деревню Кадака к своему сыну, говорит, что местная жизнь и впрямь не стоит на месте, однако и здесь тоже есть люди, сидящие без работы.
«Кое-кто держит корову и других животных», — рассказывает женщина, успокаивая большого черного пса, который не перестает лаять. На окраине деревни в загоне скачут по кругу лошади, в такт движению на их спинах покачиваются наездники.
Насчитывающей с десяток хуторов деревне мешают заснуть только мчащиеся по шоссе автомобили и ревущие в небе самолеты.