Жаркие дебаты относительно интеграции иммигрантов продолжают разжигать страсти в Германии. В то же самое время в стране растет неприязнь к исламу.
Вопрос интеграции расколол Германию
Еще в сентябре в Германии звучала критика в адрес члена совета директоров Бундесбанка Тило Сарацина, выступившего с расистскими, антисемитскими и направленными против исламистов лозунгами. В СМИ тут же развернулась острая полемика вокруг провала интеграционной политики Германии. Одновременно Сарацин был изгнан из социал-демократической партии и руководства главного банка страны.
Теперь же налицо разительная перемена. Все больше людей признается в том, что наплыв иммигрантов из числа мусульман вызывает у них серьезное раздражение, при том, что всего пару месяцев назад Сарацин за подобные же публичные высказывания был подвергнут всеобщему остракизму.
Угроза расправы
Согласно данным последних исследований немецкой фирмы Infratest-dimap, занимающейся мониторингом общественного мнения, 37 процентов немцев полагают, что жизнь была бы лучше, если бы в Германии вообще не было мусульман.
35 процентов выражают озабоченность по поводу вероятности слишком широкого распространения ислама. 44 процента респондентов отметили, что после разразившегося вокруг Сарацина скандала они могут ощущать себя в большей безопасности, критикуя ислам. Таким образом, немцы во главе с их ведущими политиками основательно взялись за раскрутку еще совсем недавно запретной темы.
«Мы постоим за немецкую культуру мейнстрима и отвергнем мультикультурность. Мульти-культи конец!» — заявил премьер-министр Боварии и председатель Христианского Социального Союза (CSU) Хорст Зехофер.
В Лейпцигском университете было представлено исследование, наглядно свидетельствующее об усилении радикальных правых воззрений. Предполагается, что свойственная радикалам ненависть к иммигрантам может оказать влияние и на общественное отношение к приезжим.
«Если мусульман постоянно связывают с понятием «преступность», нежеланием интегрироваться, недостаточным уровнем образования и даже генетической неполноценностью, а также скабрезностью, то все это становится крайне опасным», — заявила телеканалу ARD исследовавшая проблемы миграции в Берлинском университете имени Гумбольдта Найка Форутан.
В программе «Report Mainz» телеканала ARD было сказано, что те ученые, которые отваживаются критиковать направленные против иммигрантов высказывания Сарацина, уже подверглись угрозам расправы и получили сотни бранных писем с выражением ненависти.
После длительного молчания в дебаты об интеграции вмешалась и сама федеральный канцлер Ангела Меркель, заявив в субботу, что иммигранты должны выучить немецкий язык. Меркель признала, что ислам стал частью Германии, но в это же время подчеркнула, что в Германии исламские законы не действительны. «У нас действует конституция, а не законы шариата», — сказала Меркель на съезде молодежи ХДС.
Учитывают нормы шариата
Высказывания канцлера обозреватели считают противоречивыми, поскольку для многих германских мусульман шариат является руководством к повседневной жизни. Кроме того, даже немецкие юристы вынуждены часто учитывать нормы шариата, особенно касающиеся семейного права и права наследования.
Одновременно Меркель признала, что страна нуждается в иммигрантах, особенно в качестве рабочей силы. По данным Немецкой палаты торговли и промышленности, в стране не хватает примерно 400 000 инженеров и хороших специалистов. Но это только подогревает дебаты о проблемах интеграции.