На минувшей неделе политолог Агу Ууделепп выступил на страницах Postimees с предложением создать в Таллинне скульптурный парк с изображениями известных лиц с уходящей из обращения кроны.
Неэме Корв: иллюзии эфемериды
«(Фигуры) должны быть и в самом деле вне времени — просты и понятны каждому. Вряд ли кто-то захочет отыскивать свое и любимое где-то за завесой высокого искусства или же исключительной инновации. Одного стеклянного монумента вполне достаточно», — писал Ууделепп.
Стремление увековечить национальную валюту можно только приветствовать. Однако я начал с этого примера, чтобы наглядно показать, как люди ищут «свое и любимое» в мире, который на глазах становится все более хрупким.
Да, мы уже привыкли к ломке привычного. Но неужели всякая вещь в окружающем нас мире должна звенеть и выть, появляться и исчезать? Не сами ли мы закладываем в свою психику определенный надлом, как это случилось несколько лет назад с эстонскими детьми, в руках которых «скончались» тамагочи?
Социальные медиа, в которые нас заталкивают насильственным образом, разрушают приватность; прорвавшийся в телефонную систему хакер накручивает гигантский счет; e-riik, в частности e-kool и дигирецепты, дает сбои; бытовая техника становится все более смышленой и одновременно все менее долговечной.
Но раз уж мы создаем нечто такое, что призвано стать символичным и обладать непреходящей ценностью, не следовало бы нам иллюзиям эфемериды предпочесть более консервативные проекты? И в самом деле, зачем нам чудо-решения, которые требуют создания отдельного предприятия для их обслуживания?
Однако еще большую осторожность следует соблюдать, разрушая. Только что мы много говорили об отметившей свое 70-летие газете о культуре Sirp. Думаю, что даже пересмотр принципов финансирования может поставить под угрозу ее существование.
Боюсь, что уже после первых ударов топора мы обнаружим, какое дерево погублено нами безвозвратно.
Да, именно о такого рода деревьях нам следовало бы вести речь, а отнюдь не о тех восстанавливающихся ресурсах, из которых производят бумагу. Зачем лишать человека возможности читать текст без опасения, что опубликованная где-то на задней полосе реклама вдруг выскочит на экран и закроет текст?
И вновь о скульптуре. Городские власти Таллинна неоднократно отпускали в адрес ремонтируемого Креста Свободы ядовитые реплики. Однако в том же самом месте город недавно открыл скамейку Шопена, тем самым приобретя себе еще одного подопечного.
Ведь это скульптурное творение умеет исполнять музыку. В минувшее воскресенье я стал свидетелем возмущения прохожих, так и не сумевших извлечь мелодий из каменного фортепиано. На следующий день я мог убедиться, что рояль был приведен в порядок.