По словам президента, вопрос в том, есть ли и сейчас в Эстонии смелые и инициативные люди и достаточно ли они общаются между собой. «Потому что, как отметил Стен Тамкиви: “Язык общения между собой у нас невнятный”. И если это отметил один из реально понимающих наш мир людей, то, разумеется, то же самое думают и люди творчества. Дискурс открытого общества, если изредка позволять себе такой термин, вылетает в трубу», - сказал Ильвес.
Языком, который мы некоторое время назад встречали только в анонимных комментариях, к настоящему моменту, по словам Ильвеса, теперь пользуются политики, им пишут, срываясь в иррациональность, злость и ненависть.
«Не надо насмехаться над “политкорректностью”. Нет. Оскорбление других людей и насмешки над ними, особенно из уст политиков, это не отклонение от политкорректности. По-простому говоря, это хамство. Нам вещают языком ревущих мотоциклов без глушителей, что эстонский язык и культура в опасности», — сказал Ильвес.
«Я не понимаю. Эстонский язык и культура никогда после 1940 года не были такими сильными, как сегодня. Вспомним еще раз Письмо сорока, в котором эстонская интеллигенция назвала все то, из-за чего эстонцы не были уверены в своем будущем», - сказал глава государства.
По словам Ильвеса, вместо деструктивных и пассивных вздохов о прошлом следует спорить о том, как Эстонии двигаться дальше, при этом избегая ненужных замещающих действий.
«Например, таких, которые зацикливаются на запрете известных предметов одежды. Развитие Эстонии — в живом и цивилизованном диалоге. Что, кстати, означает, что в свободной демократии и у выплескивающейся с окраин свободы мнений злобы есть шанс. Это нормально», - подчеркнул Ильвес.