Псковская область – отличный коридор для нелегальной торговли оружием, табаком, алкоголем и наркотиками. И «дело Кохвера» возникло из-за «излишней» активности эстонского разведчика, занимавшегося вопросами трансграничной преступности, покрываемой российскими властями, считает Андрей Кузичкин, бывший российский госчиновник, получивший в Эстонии политическое убежище.
Кому перешел дорогу Кохвер?
В сентябре 2014 года эстонский разведчик Эстон Кохвер был задержан сотрудниками ФСБ России в приграничной зоне Псковской области.
Небогатый минеральными ресурсами регион (70-е место по валовому региональному продукту среди 80 регионов России), Псковская область занимает особое мес-то на карте российского «криминального мира».
Именно Псковская область стала «родиной» великолукской организованной преступной группы братьев Гавриленковых, в 90-е годы контролировавших бизнес в Пскове, Петербурге и успешно создававших российско-финские предприятия. После убийства братьев Гавриленковых и прихода к власти губернатора Михайлова, в Псковской области начался передел сфер влияния, бизнес перешел под контроль близких к губернатору людей.
Мутная волна псковских криминальных разборок накрыла и бывшего депутата Таллиннского городского собрания, авторитетного бизнесмена Геннадия Эвера, расстрелянного киллерами из автомата Калашникова в центре Пскова в 2004 году.
В 2010 году в Псковской области разгорелась новая война между преступными группировками. Ее финалом стало убийство в Пскове в апреле 2012 года криминального авторитета Лехи Рыжего (Алексей Савин) и гибель от руки киллера в декабре этого же года авторитета Гарика Лужского (Игорь Бодин).
Чем же привлекает бедная Псковская область крупный криминал? Конечно же, своим уникальным географическим положением.
Дело в том, что Псковская область является одним из двух российских регионов (помимо Республики Алтай), граничащих сразу с тремя государствами: Эстонией, Латвией и Белоруссией. Это важнейший форпост для развертывания частей и соединений российской армии на границе со странами-членами НАТО. И отличная возможность для организации контрабанды из России в Европу. Прозрачные границы между Россией, Белоруссией, Латвией и Эстонией создают настоящий транспортный коридор для нелегальной торговли оружием, табаком, алкоголем и наркотиками. И стратегическое значение этого коридора только возросло после начала санкционной войны.
А экономический кризис в России и недавнее обрушение рубля сделало приграничную контрабанду делом сверхприбыльным. При этом нужно знать правила функционирования «бизнеса по-русски»: если у фирмы обороты более 10 млн рублей в год – ее начинают крышевать местные криминальные группы, если 100 млн рублей – берут под «покровительство» местные власти, более 1 млрд рублей – бизнес переходит под контроль государства.
Неудивительно, что Псковская область с 30-километровой пограничной зоной и объемом контрабанды, измеряемым миллионами евро, находится под контролем российских силовых группировок, играющих роль «смотрящих» при различных властных структурах. Именно поэтому в октябре 2014 года с территории Псковской области был депортирован гражданин Белоруссии Павел Алексиевич по кличке Паштет.
Этот известный вор в законе прибыл в один из ресторанов Печорского района на сходку «коллег», заодно отмечавших день рождения псковского криминального авторитета Лехи Псковского. Обсуждались вопросы организации наркотрафика через Печорский и Себежский районы в Белоруссию, Латвию и Эстонию. Тут-то участников совещания и повязали. Причем операцию проводил главк Северо-Западного регио-нального пограничного управления ФСБ. То есть серьезность ситуации оценили – еще бы: какая-то криминальная шушера посягнула на бизнес серьезных людей, грозя оставить без куска хлеба авторитетов в погонах.
Еще раньше сам губернатор Псковщины Андрей Турчак обсуждал криминогенную ситуацию в Себежском районе. Обсуждал именно с представителями службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Ведь годом ранее именно здесь был задержан житель Псковского района с одним килограммом гашиша. И это оказалось только верхушкой айсберга в виде спайсов, марихуаны, героина и прочего дурмана, плывущего через границы России в Европу.
Похоже, что Эстон Кохвер, активно занимавшийся вопросами трансграничной преступности, нечаянно перешел границы преступного мира, который конт-ролируется отнюдь не уголовниками, а облеченными властью людьми. Суд обвинил Кохвера в том, что он занимался вербовкой информаторов в России. Возможно, именно так были квалифицированы вполне легальные контакты эстонского разведчика с членами совместной российско-эстонской рабочей группы по трансграничной преступности.
Эстон Кохвер неоднократно принимал участие в совещаниях отдела ФСБ по Печорскому району в рамках выработки совместных действий по пресечению коррупции на пунк-тах таможенного контроля. А о том, что такие случаи коррупции имели место, свидетельствует гибель в январе 2014 года в результате подрыва автомобиля Audi начальника РОВД приграничного Гдовского района Псковской области Игоря Филиппова.
Источник сообщил: еще в мае 2014 года Эстона Кохвера предупредили, что руководство Псковского ФСБ обеспокоено его излишней активностью.
Среди информаторов Кохвера оказались кадровые сотрудники спецслужб, которые могли назвать имена реальных покровителей трансграничной нелегальной торговли. А это представляло реальную опасность, потому что КаПо могло получить списки российских должностных лиц, причастных к контрабанде, и передать эту информацию в Бюро секретной службы США в американском посольстве в Таллинне. Это уже грозило серьезным международным скандалом, поскольку бюро специализируется на расследовании именно случаев экономических преступлений, в которые вовлечены государственные чиновники. Однако Кохвер предупреждениям не внял. И вопрос не только в том, что Кохвер проявил беспечность. История свидетельствует: Россия стала достойным преемником СССР в играх вдоль границ.
Советские пограничники вплоть до 1939 года не раз занимались похищением эстонских коллег, просто перетаскивая их на советскую сторону. А ловкий прием по замене пограничных столбов на российско-грузинской границе в 2008 году и на российско-украинской границе в 2014 году доказывает, что нерушимость чужих границ для нынешнего кремлевского руководства – просто пшик.
Таким образом, похищение Эстона Кохвера в августе 2014 года стало делом техники. В рамках подготовленной спецоперации один из агентов, вероятно, некто «В.Иванов», предложил Кохверу организовать встречу с сотрудником ФСБ, якобы обладающим ценной информацией. Цена вопроса – 5000 евро. И хотя встреча на границе была подготовлена и прикрывалась сотрудниками КаПо, Эстона Кохвера сумели застать врасплох.
Сотрудники российских спецслужб совершили бросок в сторону Эстонии, применили светошумовые гранаты, захватили Кохвера и вернулись в российскую погранзону. Вероятно, проникновение на российскую территорию и использование оружия для освобождения коллеги в конкретной международной обстановке не показалось группе силовой поддержки возможным.
К сожалению, дело Кохвера стало прецедентом: затем последовало похищение украинской летчицы Надежды Савченко. При этом Россия по-прежнему является членом Совета Европы, ОБСЕ и многих других международных организаций, устав которых исключает возможность подобного поведения – открытого похищения граждан других государств и их насильственное удержание.
Но как заставить Россию, открыто демонстрирующую презрение к нормам международного права, выполнить свои обязательства? Ответ один: граждане Эстонии, жители Евросоюза должны консолидировать свои усилия в требованиях по освобождению Эстона Кохвера, оставшегося верным эстонскому государству, и Надежды Савченко, мужественного украинского солдата и депутата Европарламента. Необходимо по всей Европе организовать акции протеста и митинги поддержки.
Иначе зло, которое не знает границ, станет безграничным.