Tallinna Sadam в круговороте партийных денежных потоков

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Таллиннский порт оказался в центре коррупционного скандала, который в ближайшее время, похоже, не утихнет.
Таллиннский порт оказался в центре коррупционного скандала, который в ближайшее время, похоже, не утихнет. Фото: Пеэтер Ланговитс

Исследуя политическую подоплеку коррупции в Tallinna Sadam, Postimees вышел на скандальную информацию – нам предоставили детальное описание, каким образом предприятие годами финансировало по меньшей мере две причастные к этому инциденту правящие политические партии посредством денежных вливаний в «полиэтиленовых пакетах».

Система поддержки партий, созданная более 15 лет назад по инициативе прежнего руководства Tallinna Sadam и, как говорят, сохранявшаяся еще во времена пребывания в руководстве Айна Кальюранда и Аллана Кийля (то есть в недавнем прошлом), была довольно простая.

Регулярные денежные выплаты наличностью в полиэтиленовых пакетах достигали нескольких тысяч евро и в конечном итоге поступали в распоряжение генеральных сек­ретарей партий. Последние и принимали решения о том, что делать с деньгами: принимать гостей или покупать кофе для офиса партии.

Политик отрицает кражу

Журналистам Postimees было сказано, что подобные «пожертвования» получали по меньшей мере две партии, как раз и выдвинувшие своих членов в состав совета предприятия. Рассказывают о пикантном случае, когда один из членов правящей партии в силу собственной халатности

допустил кражу одного из тогдашних пожертвований в 50 000 крон. Хотя сам политик и догадывался о том, кто мог стоять за исчезновением денег, у него не было возможности официально кому-то пожаловаться. Когда PМ припомнил политику эту историю, случившуюся несколько лет назад, он стал полностью отрицать свою причастность к схеме «полиэтиленового пакета».

Однако в качестве бывшего члена совета Tallinna Sadam он согласился с мнением, что ситуация вокруг государственного предприятия была благоприятной для подобных сделок с наличностью. Скорей всего с этой целью вместо членов совета были найдены посредники, – полагает он.

Бывший министр внут­ренних дел Маргус Лейво, лет десять назад входивший в состав совета предприятия Tallinna Sadam, предполагает, что задержанные по подозрению во взяточничестве руководители порта могли рассказать следователям кое-что интересное. «Хотя я думаю, что нынешняя тактика защиты этих людей заключается не в том, чтобы кого-то утопить, а скорей в том, чтобы самим защититься. И все же я вполне понимаю ожидания, связанные с вопросом о том, кто ходил в порт за деньгами с целлофановым пакетом», – отметил Лейво, два года входивший в состав совета порта.

Чтобы все было ясно, поясним, что речь не идет об информации, связанной со следствием, которое ведется по уголовному делу. Да, если бы находящиеся под стражей бывшие руководители Tallinna Sadam Кальюранд и Кийль этого захотели, они, вероятно, могли бы вызвать на местной политической арене настоящую бурю, на фоне которой публичные откровения Сильвера Мейкара (т.н. сильвергейт), прозвучавшие весной 2012 года, показались бы просто легким ветерком.

Каким образом? Если бы они удосужились рассказать в КаПо, каким образом входившие в совет Таллиннского порта политики из правящих партий в течение нескольких лет получали наличность. Нет сом­нений в том, что все партии, получавшие деньги, стали бы опровергать такую информацию.

Кто-то из них лжет

Postimees не знает, что могло бы заставить Кальюранда и Кийля заговорить. Кроме личного ожесточения. Даже если бы кто-то из них что-нибудь и рассказал, неизвестно, были ли у него документальные подтверждения? Информация Postimees по поводу системы сделок с налич­ностью получена из непосредственных источников. Эти люди сами сталкивались с происходившим и поэтому в состоянии детально описать все моменты. И хотя из приведенных ниже комментариев политиков однозначно следует, что никто из них как бы ничего не знает, исходя из вышеупомянутых источников информации, есть все основания полагать, что, по крайней мере, один из них лжет. Поскольку мы пообещали источникам информации сохранить их полную анонимность, Postimees не может назвать личность этого «лжеца».

Это позволило бы установить связи, которые могли бы впоследствии привести к разоблачению самих источников информации.

Вчера генсек реформис­тов Мартин Кукк заявил, что у партии все доходы и расходы вписаны в отчет, и наличные деньги, связанные с Tallinna Sadam, партия не получала. В среду вечером BNS сообщил, что по данным КаПо, во время следствия не найдены обстоятельства, намекающие на то, что партии тайно получали финансирование из порта.

Комментарии
 

Маргус Лейво, член совета Tallinna Sadam в 2005–2007 гг., на тот момент член Народного союза

Мне действительно ничего неизвестно ни о каких делах с наличными деньгами. Никакого давления со стороны порта не оказывалось. Но и утверждать, что этим не занимался кто-то из тех, кто входил в состав совета, тоже не берусь. Для того чтобы совершать подобные сделки с наличностью, стороны должны преступно доверять друг другу.

В то время, когда я входил в состав совета, руководство порта претерпело изменения, к Кальюранду и Кийлю относились тогда, как к начинающим руководителям, стремившимся спокойно решать все возникшие ранее недоразумения. Думаю, они могли рассказать следователю немало интересного, что наверняка заинтересовало бы журналистов. Уверен, что выбранная ими тактика направлена на то, чтобы защитить себя, а не оговорить кого-то. Но я вполне понимаю, с каким интересом общественность ждет ответа на вопрос, кто ходил за деньгами с полиэтиленовым пакетом.

Калев Лилло, член совета Tallinna Sadam с 2006 года, Партия реформ

Ничего не могу сказать по поводу этих утверждений. Если есть источники, обращайтесь в прокуратуру, а не распространяйте слухи. Я об этом ничего не знаю. Если есть что сказать, обращайтесь к следственным органам.

Рандель Лянтс, член совета Tallinna Sadam и генсекретарь СДПЭ в 2007–2009 гг., в 2014 году вновь вошел в состав совета

Не было такого, никто ни на кого не оказывал давления. Каких только легенд не ходит по городу, в том числе и о порте. Выдумать их не составляет труда. Я лично ни о чем таком не знаю. Все это выдумки, что кто-то приносил нечто в конверте, не было этого. Во всяком случае, мне никаких конвертов не давали.

Тоомас Витсут, член совета Tallinna Sadam в 2005–2007 гг., Центристская партия

Одна из причин того, почему Партия реформ избегает коалиции с Центристской партией, заключается в том, что тогда она не сможет солировать. Когда мы в последний раз состояли с ними в коалиции и делили ответственность за руководство Таллиннским портом, они не стремились так доминировать и навязывать свою волю, как сейчас.

Как сказал в интервью Нейнар Сели, долгое время возглавлявший совет Tallinna Sadam, в то время Айн Кальюранд был готов каждый свой шаг обсуждать в совете, и о том, чтобы солировать, речи не шло. При таком подходе любые риски снижаются. Совершенно очевидно, что управление государственным предприятием нуждается в реформах, и не­оправданно откладывать их в нынешней ситуации. Министру экономики следовало бы вытащить на свет божий программу реформ, подготовленную Эркки Раазуке, и начать ее незамедлительно претворять.

Индрек Раудне, член совета Tallinna Sadam в 2007–2011 гг., на тот момент член Союза Отечества и Res Publica

В настоящий момент я являюсь частным лицом и не хочу давать комментарии.

Наверх