Мусульманину подложили свинью

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Pm

Должны ли заключенные помимо наказания, назначенного им судом в законном порядке, страдать от невнимания и равнодушия? Об этом заставила задуматься история, которая началась с неожиданного звонка: «Я – заключенный Вируской тюрьмы и не знаю, к кому мне еще обратиться... Голодаю уже больше недели. Может быть, вы сможете помочь?»

Заключенный Тарлан Довлатов рассказал, что с момента его поступления в Вирускую тюрьму в марте этого года он получал вегетарианское питание: ислам запрещает ему есть свинину, которая содержится почти во всех блюдах обычного меню. Причем вегетарианское питание исповедующего ислам Тарлана – не особая привилегия для него лично, а обычная практика в тюрьме: так же кормят еще около тридцати мусульман, отбывающих наказание в Вируской тюрьме. Но десять дней назад Довлатова без всяких объяснений перевели на обычное питание: теперь из всего меню он может без нарушения религиозных норм есть только кашу на завтрак.

Канцлер права, КаПо, «День за Днем»

«Я сразу обратился к дежурному, потом к контактному лицу, потом написал письменную жалобу директору тюрьмы – и ничего. Хотя это настолько простой вопрос, что его можно было бы решить и за 15 минут. Наконец, я позвонил канцлеру права и даже в КаПо: там сказали, чтобы я написал письменное заявление, и они его рассмотрят», – рассказал заключенный. Последней инстанцией стала наша газета (Вируская тюрьма получает «День за Днем» и «Postimees на русском языке», где Довлатов и нашел контакты нашей редакции).

По его словам, в случившемся он не усматривает проявления каких-либо предубеждений тюремных властей по отношению к мусульманам: к ним относятся не хуже, чем к другим заключенным, и не мешают соблюдать религиозные обряды: например, по пятницам все мусульмане в Вируской тюрьме имеют возможность собираться для общей молитвы.

«Может быть, только иногда со стороны некоторых охранников бывают косые взгляды, но в этом виноваты ваххабиты. Мы – не они, наоборот, нам больно видеть по телевизору исламских экстремистов, и мы осуждаем людей, которые не только идут на убийство невинных людей, но еще и делают это с криком Аллах акбар!, хотя Коран запрещает причинять зло ближнему. Но эти люди бросают тень на всех мусульман», – рассказывает Тарлан. Он говорит, что это одна из тем, которую часто обсуждают мусульмане в Вируской тюрьме.

«Скорее всего, это гипертрофированная бюрократия, – продолжает заключенный. – Все наши мусульмане были возмущены, когда узнали, что меня лишили вегетарианского питания. Мы долго совещались по поводу того, стоит ли звонить в газету, большинство считает, что проблемы заключенных никого не волнуют. Но я все-таки решил попытаться».

На основании обращения Тарлана в газету мы направили запрос в Министерство юстиции и тут же получили ответ.

«В соответствии с Законом о защите личных данных мы не можем разглашать деликатную информацию, касающуюся религиозных убеждений человека. В том случае, если заключенный исповедует религию, которая обязывает его следовать особым правилам питания, тюрьма по возможности позволяет ему это. В случае сомнений, действительно ли конкретный заключенный в силу своей веры должен следовать особым правилам питания, решение принимает тюремный капеллан», – сообщила газете пресс-секретарь Министерства юстиции Мария-Элиза Туулик.

Был замечен в покупке котлет

А на следующий день Довлатов сообщил, что его снова перевели на вегетарианское питание и, как он убежден, помогло в этом вмешательство нашей газеты. Впрочем, чуть позже заключенный получил официальное письмо от директора тюрьмы, в котором говорилось, что его жалоба была рассмотрена как раз в тот день, когда он обратился в «ДД».

 «В официальном письме объяснили, что меня перевели с вегетарианского питания потому, что было замечено, что я купил в тюремном магазине куриные котлеты. Почему-то они решили, что я был вегетарианцем не из религиозных убеждений, а по состоянию здоровья, а раз я сам покупаю мясную пищу – значит, вегетарианская мне не положена. Потом обратились к тюремному капеллану, и ситуация прояснилась », – рассказал он.

Строго говоря, и куриные котлеты из магазина тоже не являются подходящей едой для правоверного мусульманина, поскольку неизвестно, была ли курица умерщвлена в соответствии с религиозными канонами. «Это верно, допустил слабость – иногда просто плохо себя чувствую без мяса. Но это все-таки не то, что есть свинину», – отвечает Довлатов. По его словам, постоянно поститься приходится и верующим иудеям, которые также выбирают вегетарианское питание, так как не могут раздобыть в тюрьме кошерной пищи.

Тарлан родился в Азербайджане, в глубоко верующей семье, и с рождения привык соблюдать все положенные мусульманам обряды. Постоянным жителем Эстонии он стал уже в 1990-х годах, после того, как отслужил здесь в армии. Возможно, он не всегда думал о своей вере так много, как сейчас, но в тюрьме она дает ему поддержку: «Я часто думаю о том, что Коран призывает верующих жить в мире и согласии с окружающими. Вера дисциплинирует, помогает вести себя правильно».

Кто ответит за голодовку?

Довлатов обижен тем, что тюремное начальство не извинилось перед ним за его вынужденную 12-дневную голодовку и собирается обратиться по этому поводу в суд. Почему бы не оставить все как есть, раз проблема разрешилась? «Мне неприятно, что к нам относятся, как к пустому месту. Словно мы – вообще не люди, ничего не чувствуем. Это ведь не первый случай, когда тюрьма не реагирует на просьбу заключенного. Например, я с марта много раз обращался с просьбой о лечении зубов. Только в июле – трижды, один раз – с острой болью. Но так ни разу и не попал к врачу. Сижу на обезболивающем. И у других заключенных та же проблема», – рассказывает Довлатов.

Наша редакция попросила Довлатова прислать подтверждение, что он согласен на то, чтобы нам предоставили касающуюся его личную информацию, что он и сделал. После этого мы направили еще один запрос в Министерство юстиции: должна ли тюрьма извиняться за задержку с решением вопроса о питании и как обстоит дело с лечением зубов в тюрьмах Эстонии вообще и в Вируской тюрьме в частности? К письму приложили согласие заключенного, но опять-таки получили ответ, что и с таким согласием разглашать личные данные министерство не имеет права.

Зато Довлатов сообщил, что его наконец-то пригласили к зубному врачу. Впрочем, может быть, это опять-таки совпадение – согласно полученному нами ответу, срок предоставления заключенным возможности посещения зубного врача, за исключением экстренных случаев, составляет восемь недель.


Комментарий

Пресс-секретарь Министерства юстиции ЭР Мария-Элиза Туулик согласилась ответить на общие вопросы «ДД». В течение какого времени должны рассматриваться жалобы заключенных, касающиеся питания? Должно ли руководство тюрьмы извиняться перед заключенными за причиненные им неудобства? Каков порядок оказания помощи в лечении зубов в эстонских тюрьмах: в каких случаях и в течение какого времени эта помощь оказывается? Справедливо ли утверждение, что заключенные Вируской тюрьмы испытывают серьезные трудности с лечением зубов?

«Все обращения, в том числе ходатайства и запросы, в тюрьме необходимо представлять письменно. Ходатайства и запросы должны удовлетворяться в течение разумного времени, что зависит от обстоятельств конкретного дела и сложности вопроса, но в общем случае не позднее чем в течение 30 дней.

Хотя закон не предусматривает такую обязанность, полагаем, что в тех случаях, когда тюрьма допустила ошибку в вопросах, касающихся ее внутренних порядков, было бы правильно извиниться.

Лечение зубов в тюрьмах осуществляется по медицинским показаниям, и оно бесплатно. Экстренное лечение зубов предоставляется при первой возможности (при необходимости – в день обращения), плановое – в порядке общей очереди. В Вируской тюрьме лечение зубов гарантируется в рамках установленного времени ожидания. Плановый прием зубного врача должен состояться в течение восьми недель с момента регистрации. Повторный прием происходит в соответствии с состоянием здоровья и по направлению врача».

Обратились мы с вопросами и к муфтию и главному имаму мусульманской общины в Эстонии Ильдару Мухамедшину. Бывает ли он сам в тюрьмах, наставляет ли заключенных, обращаются ли они за советом по поводу питания? Насколько важно для мусульманина питаться так, как предписывает вера? В каких случаях возможны исключения?

«Конечно, дай Бог, чтобы люди не совершали преступлений и не попадали в тюрьмы, но уж если они туда все-таки попадают и начинают задумываться о своих грехах, раскаиваться и следовать своей вере – это хороший знак. Я знаю людей, которым вера дала надежду и помогла исправиться. Недаром в Коране сказано: „Поистине хорошее дело стирает плохое дело“. Поэтому пенитенциарная система Эстонии и предусматривает, чтобы в тюрьмах у заключенных была возможность общаться со священниками, в тюрьмах есть капелланы, которые делают нелегкое, но благое дело.

Да, я посещаю тюрьмы по просьбе верующих, которые нуждаются в совете и наставлении, но указаний, какое питание выбрать, не даю – это должен быть выбор самого человека.

В исламе существует запрет на определенные виды пищи: нельзя есть мясо хищных животных и птиц, пресмыкающихся и насекомых, свинину, кровь и мертвечину. Под мертвечиной подразумевается мясо животных, которые умерли естественной смертью или были умерщвлены не по религиозным канонам – например, удушены или убиты ударом электрического тока. Мусульманину дозволено есть мясо животных, которых зарезал мусульманин, христианин или иудей.

В Коране сказано, что на том, кто принужден есть запрещенную еду против своей воли, нет греха. Но границы этого принуждения определяет сам человек. Если человек находится на грани истощения, он должен есть ту еду, которая есть, потому что добровольно довести себя до смерти – тоже грех. Тогда он может есть и запрещенную еду, но ровно столько, чтобы поддержать свою жизнь.

В тюрьмах Эстонии не так много мусульман, возможно, поэтому на проблему их питания и не обращают особого внимании – что им невозможно получить халяльную, то есть дозволенную еду. Выбор – либо обычное питание, включающее в себя свинину, либо вегетарианское питание, полностью без мяса. У заключенных нет и возможности получать продуктовые посылки от родственников. В тюрьму можно присылать только деньги, на которые заключенный может покупать еду в тюремном магазине, но там тоже обычно нет халяльной еды. Как правило, заключенные, исповедующие ислам, выбирают вегетарианское питание, поскольку даже вынужденное употребление свинины верующий ощущает как грех, и это большое потрясение для него».

Наверх