Ксенофобский скандал: реакция местных жителей

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Урмас Рейтельманн.
Урмас Рейтельманн. Фото: Kaitsevägi

Около недели назад в медиапространстве Эстонии разгорелся очередной скандал. Негодование русскоязычных жителей страны вызвало заявление Урмаса Рейтельманна (специалиста отдела по связям с общественностью организации "Кайтселийт"), оставленное им в сети Facebook. «В Эстонии паразитируют 300 тысяч неадаптированных тибл», — написал Рейтельманн.

Год назад произошел аналогичный, правда, более громкий инцидент, когда Юрген Лиги, на тот момент министр финансов, оскорбил в том же самом Facebook Евгения Осиновского, назвав его «сыном иммигранта из розовой партии». Скандальное высказывание Лиги стоило ему должности, однако "Кайтселийт" не спешит расставаться с Урмасом Рейтельманном. Специалист по связям с общественностью отделался выговором.

Ввиду непреходящей злободневности темы Postimees решил выяснить, что думают жители Эстонии о высказываниях господина Рейтельманна и думают ли об этом вообще. Как оказалось, 20 из 25 опрошенных никогда ранее не слышали имени Урмас Рейтельманн и ничего не знают об инциденте, и только пять человек, соответственно, смогли поделиться с нами своим мнением.

Валентина, школьница, 18

 — Отношение эстонцев к русским всегда было известно. Он просто озвучил то, что все думают. Сделал это грубо, так как сам человек не очень культурный, мягко говоря. Русские не паразиты, мы работаем, учимся и, мне кажется, помогаем Эстонии развиваться. Русские всегда тут жили, а не приехали в один день.

Когда мы спросили девушку, актуальна ли эта тема для нее лично, она ответила, что актуальна, так же как и для всех живущих здесь людей.

Юрий, студент, 20

Юрий в курсе ситуации, слова Рейтельманна считает недопустимыми. По его мнению, после подобных высказываний чиновника должны были сместить с должности. «Но лично для меня эта тема вообще не актуальна», — добавил он.

Екатерина, руководитель проекта, 30

 — Меня поразило, что подобное мнение исходило от официального лица, к тому же от человека, занимающегося налаживанием гармоничных отношений между организацией и общественностью.

Екатерина считает, что «"Кайтселийт" должен был уволить сотрудника, так как тот продемонстрировал свою полную профнепригодность». Для нее эта тема не очень актуальна — «где-то на периферии, но все же равнодушной не оставляет».

Виктория, финансовый аналитик, 35

 — Человек [Рейтельманн] совершенно не разбирается в том, что происходит внутри русскоязычного общества Эстонии, судит всех одинаковыми советскими мерками. Видимо, сам не может адаптироваться к новому времени. То, что он сказал, обидно и несправедливо, ведь я плачу государству налоги, возможно, такие же, как и он сам. Говорить подобные вещи для пресс-секретаря недопустимо, ведь он не какой-то человек с задворок, должен понимать, какой резонанс в обществе могут вызвать его слова.

 Виктория считает, что Рейтельманн должен был понести наказание за свое высказывание. «Эта тема для меня актуальна, я работаю и плачу налоги, так же как и другие русскоязычные жители страны. А если у них нет работы, то в этом отчасти виновато само государство, которое не может решить проблему безработицы в Ида-Вирумаа», — заключила она.

Татьяна, художница, 37

— Оскорбительные высказывания в адрес русских жителей и граждан Эстонии политики и представители высшей власти озвучивают не первый год, с начала независимости 1991 года. Самый "выдающийся" пример подает нынешний президент. В русле заданной тенденции, спустя двадцать лет, это превратилось в поток обидных, злых, несправедливых слов и вызывает недоумение. Неуважительное отношение властей предержащих к гражданам страны является системной и непоправимой ошибкой в строительстве государства. Недавняя ситуация является подтверждением установленной политики "моноэтнизма ", и я не вижу признаков изменения установленной догмы.

Решение "Кайтселийта" не увольнять оскандалившегося сотрудника Татьяна комментировать не стала, только добавила, что тема актуальна и задевает за живое.

Опрос был проведен как среди русскоязычных жителей нашей страны, так и среди эстоноязычных. Несмотря на частые упоминания инцидента в местных СМИ, люди оказались не очень информированы (никто из опрошенных эстонцев не слышал о происшедшем). Отчасти это можно объяснить тем, что в эстонской прессе скандал больше освещался с другой стороны: в пресловутом комментарии Рейтельманна на Facebook речь шла в первую очередь о беженцах, которых представитель  "Кайтселийта" назвал грязью и "рвущимися сюда тараканами". Что же касается русскоязычного населения, то здесь, возможно, дело в том, что оно никогда не отличалось большой заинтересованностью в новостях местного масштаба, да и сам по себе скандал является таковым лишь по форме: если вдуматься, расистские взгляды Рейтельманна в нашей стране скорее правило, чем исключение из него.

Наверх