Глава МИД Марина Кальюранд считает, что достаточно широко представленное в Эстонии негативное отношение к теме беженцев свидетельствует о дефиците гуманности в нашем обществе. Тему дня порталу Stolitsa.ee прокомментировал доктор философии Рафик Григорян:
Григорян: назвать наше общество гуманным – язык не поворачивается; здесь люди уже изначально отсортированы
«Гуманизм – мерило цивилизованности. С высказываниями госпожи Марины Кальюранд о состоянии гуманности в нашем обществе, должен согласиться. Конечно, каждый человек по-своему понимает суть гуманизма, поэтому могут быть различные толкования этого понятия. Поэтому вначале о том, что я понимаю под гуманным обществом. Гуманное общество - это такое общество, где в основе его развития положен основополагающий принцип гуманизма – человеколюбие. Гуманным можно считать лишь такое общество, в котором каждый человек, независимо от его социального, расового, этнического, языкового, половозрастного и иного происхождения признается высшей ценностью, где его права и свободы гарантируются законами. Гуманным может быть лишь такое общество, в котором каждый индивид является равноправным субъектом, а не только объектом, целью, средством.
Иммануил Кант писал: «человек не есть какая-нибудь вещь, стало быть, не есть то, что можно употреблять только как средство; он всегда и при всех своих поступках должен рассматриваться как цель сама по себе». Назвать наше общество гуманным у меня лично язык не поворачивается, ибо в нем так много изъянов и несправедливости, что потребуется несколько статей, чтобы все их перечислить. У нас люди уже изначально отсортированы на «своих» и «чужих», на граждан и неграждан, на коренных и иностранцев, на эстоноязычных и русскоязычных, на бедных и богатых, на тех, кто может быть допущен к власти и на тех, кому туда путь закрыт навсегда и т. д.
С восстановлением национального государства, общность этнического происхождения приобрела характер политического превосходства, отодвинув на второе место личность. Большинство людей превратились в простой придаток этнически ориентированного государства. Более 20 лет назад, началось переустройство общества на началах иерархии иных ценностей - ценностей безграничного консьюмеризма (потребительства), как стиля и образа жизни. Эти изменения похожи на то, о чем писал Джордж Оруэлл: "Я вспомнил, как однажды жестоко обошелся с осой. Она ела джем с блюдечка, а я ножом разрубил ее пополам. Не обратив на это внимания, она продолжала пировать, и сладкая струйка сочилась из ее рассеченного брюшка. Но вот она собралась взлететь, и только тут ей стал понятен весь ужас ее положения. То же самое происходит с современным человеком. Ему отсекли душу, а он долго — пожалуй, лет двадцать — этого просто не замечал". То же самое произошло и с нашим обществом. Людям отсекли души, а они этого и не заметили. Чувства единства и альтруизма, взаимопомощи и справедливости, толерантности и сопереживания, методично вытеснены из обихода. Пропагандируется и насаждается лишь один жлобский принцип: "Каждый за себя!". Он несовместим с духовностью и гуманизмом. Это принцип зверей, а не людей.
Гуманное общество строится на равноправии, взаимном доверии и уважении людей, на общих интересах всех его членов. Пропаганда пытается повлиять непосредственно на эмоции, отравляя сознание ядом вражды и ненависти ко всему чужому. Любая идея превосходства одной нации или расы над другими быстро лишает людей гуманизма и на свет появляются недочеловеки, готовые убивать, жечь, резать любого, кто не такой, как они или, кто не признает их величие.
По признанию главного редактора Delfi и Eesti Päevaleht Урмо Соонвальда, они вынуждены были закрыть комментарии к статьям на тему беженцев по причине того, что "дебаты закончились, и начался Дикий Запад". "Непонимание и отсутствие эмпатии по отношению к беженцам — проблема, способная попросту взорвать эстонское общество – пишет он. - Мы решили, что откроем комментарии тогда, когда у людей появится больше ответственности и человечности". Вот так и во всем, вместо того, чтобы разобраться в болезнях нашего общества, чтобы вылечить его, мы закрываем и зашиваем рты всем инакомыслящим. Великие гуманисты эпохи Возрождения слово "humanitas" (человечность) заимствовали у Цицерона, который подчеркивал, что гуманизм – важнейший результат культуры, порождение человеческой цивилизации. Таким образом, гуманизм – мерило цивилизованности. Уровень цивилизованности того или иного государства измеряется состоянием гуманизма».