Postimees.ru публикует речь спикера эстонского парламента Эйки Нестора на вступительном заседании осенней сессии Рийгикогу.
Эйки Нестор: выбор Эстонии - свободный мир
Уважаемый президент республики Тоомас Хендрик Ильвес, уважаемый Рийгикогу, премьер-министр и другие члены правительства, уважаемые дипломаты!
Неожиданно для себя я фактически вынужден начать свое выступление с призыва защищать одну из основ демократии – свободу слова. Почему я так говорю? Во время дебатов по одной из наиболее горячих тем на сегодняшний день – по вопросам беженцев – постоянно звучит одно и то же обвинение, теперь, по желанию автора, получившее и название. А именно, будто население Эстонии охватило не что иное, как «приступ толерантности». Нет, это не так, ведь право на свое мнение есть у Анны-Марии Пену, когда она пишет душевную статью. У Хелен Сильдна, когда она с товарищами проводит акцию «Дружелюбная Эстония», и у всех – повторяю, у всех! – кто был на этом мероприятии. Высказаться может и Юри Кяо, когда он и другие предприниматели рассматривают вопрос беженцев с экономической точки зрения. Свое мнение может выразить и президент, – например, во время своего выступления в Кярдла в день победы. Премьер-министр и правительство могут сделать это в ходе работы. Члены Рийгикогу, да и этот спикер – тоже.
Но поджог дома, в котором спят дети – это не высказывание мнения. Это преступление. Преступление против человечности. Речи, призывающие к разжиганию ненависти – все равно, в каком виде, – лишь банальные ругательства.
Говорят, что люди с широким кругозором, уважающие различия, могут покинуть Эстонию, которую распирает от ненависти. Но они не уйдут, не надейтесь! Лучше возвращайтесь. Продолжайте создавать Эстонию. Дружелюбную Эстонию.
Я говорю об этом потому, что в обществе, где тема беженцев вызывает жаркие споры, станет еще жарче – предстоит принять положения о применении Закона о сожительстве, которые остались нам «в наследство» от предыдущего созыва Рийгикогу. При этом меня особенно удручает тот факт, что те, кто, так сказать, стали жертвами этого т.н. приступа толерантности, заявляют, что они защищают Эстонию и саму суть эстонского народа. Кто дал вам такое право? В каждом государстве, среди любого населения кого-то больше, чем других. Все зависит от того, как мы относимся к меньшинствам. Неужели вы не знаете, что эстонец может быть и гомосексуалистом? И что и среди эстонцев есть мусульмане! Есть люди с темным цветом кожи! Может быть, их мало или очень мало, но все они – эстонцы. Они говорят на нашем языке, поют наши песни. Учатся и работают. Рождаются и умирают.
Сегодня лишь мы, здесь и сейчас, можем и должны позаботиться о настоящем и будущем народа Эстонии, о нашем языке, о культуре. Для этого необходимо созидать и строить, а не ненавидеть и сжигать.
Посмотрите, ведь к вопросам терпимости можно подойти как с точки зрения чувств, так и разума. Например, что у большинства может быть против того, что все в этом государстве смогут по-человечески организовать свой быт? Жить вместе, быть счастливыми. Я понимаю, если кто-то верит в своего бога. Но верю, что и верующий поймет меня, атеиста, когда я скажу, что для меня этого бога нет. Или что у другого верующего – свой бог. И если сотни тысяч, выбирая между жизнью и смертью, вынуждены покинуть свои дома, им надо дать возможность вновь начать жизнь на новом месте. Тысячам эстонцев же дали такую возможность после 1944 года.
Подходя к вопросу с позиции разума, я спрошу – как мы сможем дальше жить в современном мире, если на сегодняшний день идет неприкрытая борьба между открытостью, демократией и толерантностью, и диктаторами, создающими образ врага и разжигающими ненависть? Как мы вообще сможем выжить, не выбрав стороны, но живя на границе этого противостояния? Все равно, как бы ни был крепок орешек, а попав между двух жерновов, он будет перемолот в труху.
Выбор Эстонии – свободный мир. И этот мир считается с многообразием мнений, со свободами людей, с тем, что люди могут друг от друга отличаться. Этот мир не остается глух к просьбам о помощи от тех, кто попали в беду. Этот мир ценит жизнь каждого человека. Этот мир сотрудничает и заключает соглашения между большими и маленькими, совместно защищает свои ценности. Включая и нас, входящих в состав ЕС и НАТО. Говоря просто – все те, кто хотят указать на дверь темнокожим, хотят также, чтобы мы не входили в состав НАТО. Надеюсь, от простодушия, а не чего-либо еще. Интеграция – это не новое слово в истории человечества. Разные народы обменивались своими ценностями с другими, и, в конце концов, мы все стали богаче. Возможно, следующий вопрос может показаться слишком черно-белым, но он должен быть всем понятен. Почему ты, считающий, что семья, бегущая от войны из Сирии в Европу, представляет угрозу для нашей культуры, ежедневно пользуешься арабскими цифрами? Меня и раньше в этом обвиняли, и, вполне вероятно, скажут сейчас – посмотрите на него, как кланяется перед Европой! Не кланяюсь. Почему? Я же и сам – европеец. Почему нам надо кланяться самим себе? И все те, кто бросаются такими обвинениями, могли бы, все же, переехать из Эстонской ССР в Эстонскую Республику.
Уважаемый Рийгикогу! Желаю вам, чтобы при обсуждении связанных с беженцами вопросов мы все же, в первую очередь, говорили бы о том, как их принять. Как обучить приезжих эстонскому языку, как объяснить им наши традиции, дать образование детям, а их родителям – работу. Если мы проявим к ним уважение, они сделают то же самое.
Желаю, чтобы при обсуждении положений о применении Закона о сожительстве никого не оскорбляли, ни в комиссиях, ни в этом зале. Закон уже принят. Наша задача – не оценить, нужен ли он, а внести изменения в правовые акты, исходя из уже принятого закона. И если Рийгикогу не проделает эту работу, то не стоит и удивляться, что нас, например, обяжет это сделать Государственный суд.
Мы ни на мгновение не должны забывать, что в Европе, недалеко от нас, по сути идет война. На самом деле, все тот же конфликт открытого и закрытого мировоззрений. Перемирие, которое не соблюдает одна из сторон, эту войну не завершило. Это требует от нас больших усилий по укреплению нашей государственной безопасности, активности во внешней политике. Надеюсь, что на основании единогласного решения всех депутатских групп и этого созыва Рийгикогу.
Хотел бы воспользоваться возможностью и поблагодарить всех, как бывших, так и нынешних членов Рийгикогу и наших чиновников, кто от души и часто параллельно с другими своими обязанностями, вносили свой вклад в улучшение ситуации на Украине, в Молдове и Грузии. Я убежден, что мы, совместно с нашими друзьями из Латвии и Литвы, способны на понимание, и можем давать объяснения остальному миру.
В этом выступлении я не смог коснуться десятков других проблем и забот, которые, однако, остаются актуальными. Бедность при наличии зарплаты, положение в сельском хозяйстве и управлении государственными предприятиями, административная реформа и многие другие вопросы, требующие от нас конкретных действий. Но их, как принято говорить, мы успеем обсудить и в ходе рабочего процесса.
Уважаемые коллеги, народные депутаты! Надеюсь, что на сегодняшний день выборы в Рийгикогу завершены. Вам предстоит много работы, тяжелых решений и еще более тяжелых решений. Желаю вам удачи, готовности сотрудничать и проявлять уважение друг к другу. Спасибо за внимание.