Cообщи

Власть № 4. Наша триумфальная Сависаариана

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Если у кого сложилось впечатление, что «маски-шоу» – это только про Россию, вы ошибались.
Если у кого сложилось впечатление, что «маски-шоу» – это только про Россию, вы ошибались. Фото: Сандер Ильвест

На этой неделе эстонские СМИ радовались скандалу с Эдгаром Сависааром, но и о русских не забывали.

На неделе продолжилась тема идеологического противостояния: ярая ксенофобия в лице кайтселийтчика Урмаса Рейтельманна, обеспокоенного 300 тысячами паразитирующих на нем тибл, и антинационализм в лице писателя Яака Урмета, написавшего, что его от деления на «своих и оккупантов» воротит и эстонцем он себя не считает. Eesti Ekspress опубликовал интервью писателя Андрея Хвостова с коллегами Урметом и Юргеном Роосте «Обычный эстонский идиот» – так называется сборник стихов Роосте.

Тиблы, Жакерия и вертолеты

Слово Хвостову: «Теперь, когда у нас скандал с Рейтельманном, у меня чувство, что его не уволили потому, что иначе вспыхнуло бы всенародное восстание, Жакерия. Чего следует в любом случае избегать, чтобы раскол между эстонцами и русскими не стал шире. Русские склонны говорить, что эстонцы относятся к ним все-таки хорошо – это политики сеют вражду! Сейчас важная задача государства – скрыть от русских, что ладно бы только правительство: большинство эстонцев думает точно так же (как РейтельманнН.К.)».

Урмет парирует: «Андрей, ты ошибаешься, переоцениваешь казус Рейтельманна. Не думаю, что его увольнение вызвало бы Жакерию. У эстонца в подсознании заложена уверенность, что если он выступит против этих трехсот тысяч, через десять часов над Таллинном будут кружить российские вертолеты. Здешних русских защищает страх эстонцев перед военным вторжением РФ. Которое, конечно, случится, если местным русским будет угрожать мало-мальски значимая физическая опасность. Россия этой возможности только и ждет. И Эстония не сможет апеллировать к сочувствию мировой общественности, мы сами будем виноваты».

Хотелось бы думать, что писатели преувеличивают и русских тут защищает далеко не только страх эстонцев перед Россией, но и, так сказать, нравственные устои. Но кто его знает? В Eesti Päevaleht появилось интервью с главой Кайтселийта Меэлисом Кийлем, который как раз не уволил Рейтельманна, а перевел его в другой отдел – теперь тот воспитывает и обучает коллег (самое место для тиблоненавистника, согласитесь!). Кийля крайне беспокоит то, как именно Рейтельманн выразил свои чувства. Что до мессиджа, то сам Кийль оплошностей не допускает: «Мне нельзя оскорблять никого из тут живущих... Есть форма цивилизованных дебатов. И мы не можем отрицать, что у нас в обществе идет обсуждение интеграционной политики... Я много езжу по Эстонии и говорю с обычными членами Кайтселийта. Эстонские люди не ксенофобы, наоборот, они готовы помочь...» Значит, Рейтельманн – паршивая овца, не более? Дай-то бог!

Михайлов день освобождения носорогов

Но, разумеется, русские и даже беженцы поблекли перед обвинениями, которые КаПо предъявила мэру Таллинна. Так как Сависаар в последние годы совсем не любимец прессы, а наоборот, реакция была предсказуемо бурной, с триумфальными обертонами. Иногда редакторы для приличия ставили в конце радостного возгласа вопросительный знак, но чаще обходились без него.

Äripäev прокомментировал события лаконично и восклицательно: «Техтуд!» – «Сделано!» Мол, ура, товарищи. В том же духе выдержана и редакционная статья «Большой Михайлов день для Сависаара» (отсылка к эстонской пословице «У каждого барана свой Михайлов день» – на этот праздник было принято забивать барашка): «Кому, какие и с какой целью давались взятки, выяснит следствие. Кто виновен, а кто нет, решит суд. Сейчас кажется несомненным, что политическая карьера Сависаара кончилась – с большим шумом и бесславно. Возможностей достойно уйти из политической жизни у Сависаара была уйма, но он ими не воспользовался».

В целом газета характеризует происходящее как «большую чистку». Äripäev даже позволил себе несмешную карикатуру: люди в черном везут груды папок с доказательствами на двух тележках и говорят подозреваемому: «Извиняемся, что так долго шли. Старались подготовиться основательно». Этот рисунок стал смешон позже, в контексте внутреннего документа прокуратуры, который госпрокурор Вайк случайно послала адвокатам Сависаара. Из документа следует, что с доказательствами у прокурорских напряг. Теперь по крайней мере ясно, над кем смеяться.

Главред Eesti Ekspress Аллар Танклер подмечает подозрительный символизм произошедшего. Сависаара задержали 22 сентября, когда «часть жителей столицы отмечает день освобождения Таллинна (вспоминая об “освобождении” Таллинна от немцев в 1944 году, означавшем завоевание города советской властью)». По госкалендарю ЭР это День сопротивления, «напоминающий о кратком промежутке независимости на стыке двух оккупаций». Ну а по международному календарю это, вы не поверите, День носорогов, животных, давших Сависаару его прозвище. Само потенциальное исчезновение Сависаара с политической сцены газета оценивает трезво: «Если столь масштабная фигура уйдет из политики, круги по воде будут расходиться еще годами, прежде чем политическая система вновь утрясется».

Любимец, уходи! Тебе готова смена...

Eesti Päevaleht на обложке вопрошает: неужто настал «конец эпохи Сависаара?». Редакционная колонка категоричнее, она называется «Торжественный день очищения Таллинна». В ней указывается еще одна дата: «Именно в этот день 20 лет назад начался скандал с магнитофонными записями, обозначивший новый уровень эстонской политики: тайное прослушивание коллег-политиков. В тот раз Сависаар обещал уйти со своих постов и, действительно, на какое-то время перестал быть главой Центристской партии». Тот факт, что Сависаара не взяли под стражу, по мнению газеты, говорит о том, что дело верное: «Подозреваемый уже никак не может повлиять на ход расследования», с другой стороны, КаПо может и ошибиться: несколько прошлых дел, в том числе против вице-мэра Владимира Панова, развалились или закончились пшиком.

Услышали мы о Сависааре и мнение независимых экспертов. В Postimees бывший чиновник РФ, политбеженец и большой специалист по широчайшему кругу вопросов Андрей Кузичкин, проживший в Эстонии что-то около двух лет, открывает нам глаза на то, что «Таллинн – жертва социализма Сависаара». Главные признаки социализма по Кузичкину – это не соцгарантии, а монополия, отсутствие конкуренции и бесхозяйственность. Все это автор обнаруживает в Таллинне, и виноват сами знаете кто. Очень своевременная статья!

В EPL о том, что будет, «если Эдгар уйдет со сцены», рассуждает юный член правления «Открытой республики» Сергей Метлев. «Блестящая карьера любимого русскими избирателями Эдгара Сависаара подходит к концу... Что будут делать десятки тысяч русских избирателей после исчезновения любимца?». Уверенной рукой Метлев нарезает шкуру неубитого медведя. Центристы, может, и сохранятся, но их «русскому крылу» точно ничего не светит: «Яна Тоом может на голове стоять, но ей не удастся повторить успех Эдгара по объективным причинам: скудный политический опыт, неспособность встать на точку зрения эстонца и радикальность...» В итоге «Тоом и другие» могут «со скрытой помощью из России создать новую партию» и даже поиметь некоторый успех. Слышишь, КаПо? Метлев знает, Метлев предупредил!

А вот портрет политика, к которому, по мысли Метлева, переметнется после ухода Сависаара более свободомыслящий русский избиратель: «Свежий, русского происхождения и с европейским мышлением», «глубоко понимающий оба культурных пространства». Сергей, вы? Дождались бы, пока Сависаар уйдет, что ли...

Наверх