Из-за отсутствия средств идет уничтожение культурологической памяти.
Деньги на культуру
Служба охраны памятников старины эстонского государства взяла под охрану несколько строений, в которых эксперты и специалисты видят историческое значение для нашей культурологической памяти и наглядное свидетельство того времени, откуда берет начало наша история.
Значение истории трудно переоценить, и тем больнее видеть исторические здания, которые находятся под охраной, но все равно продолжают разрушаться, поскольку их содержание требует средств, которых нет.
Любое историческое здание отражает свою эпоху и возможности тех людей, которым довелось в эту эпоху жить. Вероятно, именно поэтому госструктуры и местные самоуправления не спешат перевозить свои учреждения в такие здания. Подобное отношение заслуживает поощрения, поскольку сохранить здание можно только благодаря его достойному использованию.
Однако, если использовать находящиеся под охраной старинные здания в наше время, следует считаться с тем, что строения сильно изношены и требуют серьезных затрат на реновирование.
Так, например, реновация печально знаменитой Батарейной тюрьмы потребовала бы полтора миллиарда крон, причем сооружение только новых коммуникаций обошлось бы в сотни миллионов крон. Вот и получается, что проще построить новое здание, нежели использовать старое.
В пример можно привести и Горхолл, который находится в столь плачевном состоянии, что невозможно определить, с чего следует начинать реставрацию.
По всей Эстонии продолжают разрушаться деревенские церкви, приходы которых слишком малы и бедны, чтобы выполнять возложенные на них законом обязательства по сохранению памятников старины. Известны случаи, когда здания были настолько изношены, что их приходилось просто списывать с одобрения самой службы охраны памятников.
Но одними разговорами проблему не решить. Оценивая реальные возможности, государство приступило к более критичному рассмотрению списка строений, находящихся под охраной. Как сказал в интервью Postimees гендиректор Департамента охраны памятников старины Калев Уусталу, если функции службы заключаются только в том, чтобы поставить галочку в регистре или прикрепить табличку на стене здания, свидетельствующую, что оно находится под охраной, смысл ее существования утрачивается.
Специалисты департамента ссылаются на то обстоятельство, что в 1990-е годы некоторые объекты были взяты под охрану без серьезного изучения. Теперь следовало бы пересмотреть перечень объектов и заново оценить их историческую ценность. И только потом принимать решение, какие здания заслуживают сохранения, а что, увы, имеет меньшую ценность.
Но даже для такого исследования у департамента нет денег. Будем надеяться, что в ближайшие годы серьезность проблемы все-таки будет осмыслена и средства найдутся. Иначе из-за стремления сохранить абсолютно все, мы можем и все потерять.