Cообщи

Эдвард Лукас: Путин уверен, что вместо принципов мы руководствуемся алчностью

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эдвард Лукас.
Эдвард Лукас. Фото: SCANPIX

Информагентство BNS публикует еженедельную колонку известного журналиста и автора Эдварда Лукаса.

Величайшей ошибкой в случае с Владимиром Путиным было бы верить, что его мышление похоже на наше.

Со стороны положение России выглядит тяжелым, винить в этом следует президента. Он не сумел разнообразить опирающуюся на природные богатства экономику, модернизировать государство и интегрировать его во внешний мир. Он затеял затратную и безуспешную войну в Украине, которая превратила крупнейшее дружелюбное к России соседнее государство в уязвленного и затаившего злобу врагу. Теперь он приступает к новой военной авантюре в Сирии, которая сделает отношения между Востоком и Западом еще более ледяными и навлечет на него гнев мусульман-суннитов всего мира.

Репутация Путина — его надежность и даже вменяемость — разлетелась в дребезги. По словам лидера Германии Ангелы Меркель, Путин живет в другом мире. Его дипломатическая изоляция на международных встречах ощутима. Даже россияне в частной обстановке закатывают глаза при виде распространяемого пресмыкающимися государственными СМИ культа личности. В то же время, ЕС укротил грозный «Газпром», санкции кусаются, низкая цена на нефть играет свою роль, а НАТО дает военный ответ на бряцание Кремля оружием в направлении стран линии фронта.

Словом, время на нашей стороне. Рано или поздно его свергнут или заставят сменить курс. Вслед за этим Россия станет страной, с которой можно будет иметь дело. Мы нуждаемся в стратегическом терпении и дозе политики сдерживания, но нет повода для паники. Если он сделает что-то совсем ужасное, мы отрежем его от международной межбанковской системы совершения платежей SWIFT, тем самым резко остановив экономику России.

Все это верно, но реальность выглядит иначе. Путин оценивает себя по стандартам не Запада, а своей альма-матер — КГБ. Единственное правило — осуществлять власть, обнажая и используя чужие слабости. При ответных ударах обвинять других, переносить эти удары или просто игнорировать их. Реальность — то, что создается в чужом представлении при помощи страха и лжи.

Его главной целью всегда остается общественное мнение в России. Мыльная опера в Украине закончилась по крайней мере на этот сезон. Героические сепаратисты, их злобные фашистские враги и циничное вмешательство Запада отправлены в отпуск. Новое развлечение — захватывающий и экзотичный боевик в Сирии, где режим Асада играет роль героического защитника цивилизованных ценностей, Россия — его отважного союзника, а Запад — защитника варваров-религиозных фанатиков. Важнее всего свести конфликт к бинарному выбору между режимом и ИГИЛ, в котором Запад неизбежно должен выбрать сторону России.

Вторая цель Путина — Запад. Он не хочет его уничтожить (там находятся его деньги). Он также не может позволить себе полноценное противостояние. Он все же способен нас разобщить, оказать на нас влияние и перехитрить нас. Он видит болевые точки — между странами и в них — гораздо отчетливее, чем мы. Мы предполагаем, что наши политические, экономические и связанные с безопасностью системы являются прочными и что мы всегда сможем как-нибудь справиться несмотря на проблемы. На его взгляд, эпоха Запада завершилась; время на его стороне.

Некоторые шаги Запада причинили ему серьезные проблемы: например, масштабный отказ выдавать визы членам российской элиты, их супругам, братьям с сестрами, родителям и детям. Заморозка капитала и следствия по делу об отмывании денег были бы еще больнее. Особенно если бы можно было убедить банкиров, адвокатов и бухгалтеров сменить сторону и рассказать, где и как спрятаны деньги.

К сожалению, он знает, что Запад этого не сделает. Он уверен, что вместо принципов мы руководствуемся алчностью. Возможно, он прав.

Наверх