Cообщи

Пийа Тамм: в детстве для меня самым красивым мужчиной был Михаил Боярский

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Пийа Тамм.
Пийа Тамм. Фото: Priit Simson

В интервью для "Инфопресса" накануне десятилетия Йыхвиского концертного дома (ЙКД) его директор Пийа Тамм рассказала о том, насколько осуществились мечты, которые были при открытии ЙКД, есть ли в работе концертного дома дилемма "музыка или театр" и кого она мечтает увидеть на йыхвиской сцене.

- Госпожа Тамм, достижения Йыхвиского концертного дома, в общем-то, у всех на виду, поэтому в дни вашего первого юбилея я начну беседу с непраздничного вопроса: оценивая эти десять лет, чем вы не удовлетворены, что не удалось в работе ЙКД, как было задумано поначалу?

- Когда Концертный дом создавался, я, как и многие другие, ожидала, что рядом быстро появится отель и получится хороший комплекс для т.н. конференц-туризма. Отеля до сих пор нет, и из-за этого мы, конечно, теряем конференц-клиентов, то есть людей, которые могли бы проводить у нас большие семинары, симпозиумы и т.п., в том числе международные, а жить рядом. Сейчас положение стало лучше, потому что хорошие возможности для конференций предоставляют Нарвский колледж, Нарва-Йыэсуу…

- Ну, от этого и выигрывают они, а не Йыхви.

- Если смотреть в региональном масштабе, то и мы от этого потерь не несём. Хотя потребность в развитии инфраструктуры для туризма в Йыхви остаётся, и это важно не только для конференц-клиентов Концертного дома, но и, например, для проведения в окрỳге международных спортивных соревнований.

- А работой для клиентов, которых интересуют не конференции, а музыка, песни, спектакли, вы довольны?

- Очень довольны. Во-первых, наш концертный зал, по общему мнению, уникален, у нас хорошая акустика и хорошие инструменты. Во-вторых, среди публики становится больше поклонников различных видов искусства, идёт, так сказать, дифференциация. Десять лет назад некоторые проекты считались рискованными, сегодня мы их уже пробуем. Например, раньше не было любителей современных направлений джаза, сейчас такие зрители у нас уже есть. Зародилась и растёт группа любителей современных танцев. Можем начинать предлагать мероприятия для тех, кто является глубокими знатоками музыки.

- Когда открылся ЙКД, первое время было ощущение, что йыхвиская сцена больше не будет театральной, что всё теперь отдано музыке. Потом, правда, не ней вновь стали появляться антрепризы и театральные актёры. Но всё-таки насколько верно утверждение, будто для Концертного дома театральные постановки - далеко не приоритет?

-  Миссия «Ээсти Контсерт», к которому мы относимся, - музыка, и она у нас приоритет номер один, это надо признать. Но и театр не забыт. Здесь для меня важно то, что на йыхвиской сцене за эти годы стали регулярно выступать эстонские театры. Что касается театра русского, то у нас, например, есть хороший партнёр - питерский Театр на Литейном, который очень любит Эстонию и любит выступать здесь. К сожалению, не всегда эти спектакли собирали много публики.

- Среди театральных зрителей, как и среди слушателей музыки, есть продвинутые знатоки, а есть любители, которые предпочитают ходить «на известные имена». Вот такие спектакли привлекают больше народу.

- Не далее как в конце сентября у нас был такой спектакль - «Стеклянный зверинец» по Теннесси Уильямсу. Хороший спектакль, хорошие актёры, много зрителей. Некоторые, правда, поначалу думали, что это комедия, и ушли, но это нормально, в целом публика приняла постановку тепло. Такие театральные проекты мы будем продолжать.

- Трудно или легко заполучить сейчас российские спектакли-антрепризы?

- У меня перед приездом этой антрепризы в кабинете на столе лежало несколько пистолетов… (смеется) Дело в том, что артисты вылетели из Москвы без реквизита, мы обеспечивали его на месте. Трудно ли договориться о гастролях? У нас в коллективе  работает профессионал - Людмила Гилёва, которая решает подобные вопросы уже более двадцати лет и хорошо знает этот рынок. У нас есть партнёры, которых мы знаем. Но самое важное - чтобы на спектаклях была публика.

- Кстати о публике. За 2005-2015 годы число посетителей Йыхвиского концертного дома росло или падало?

- Если кризис в экономике или какие-то крупные изменения на предприятиях нашего региона - мы это сразу ощущаем. Оно и понятно: если экономические проблемы, а у тебя семья, то культура уступает хлебу насущному. Но, с другой стороны, в целом за десять лет на мероприятия в ЙКД стали больше приходить целыми семьями, родители и дети.

- Интересно, а как отражается сегодняшнее состояние экономики «в зеркале» посещаемости Концертного дома? Вы чувствуете, что и сегодня кризис?

- Сезон только начался, и билеты продаются на мероприятия вплоть до следующей весны. Сейчас мы кризиса ещё не видим. Но, думаю, мы можем почувствовать его в начале 2016 года, если в регионе не появится новых рабочих мест, не придут новые инвесторы. Я очень надеюсь, что импульс экономике придадут промышленные парки.

- Как вы сегодня делите аудиторию с Нарвой? Ведь десять лет назад новый концертный дом мыслился как магнит, который будет притягивать весь Ида-Вирумаа.

- Наши постоянные клиенты живут в Йыхви, Кохтла-Ярве, Силламяэ, Кивиыли. Но есть проекты, рассчитанные и на публику из Нарвы или Раквере, и нарвитяне или раквересцы здесь тоже бывают. Конечно, в целом нарвские зрители предпочитают больше посещать свои культурные центры, то есть здесь их меньше, чем мы ожидали. На этот вызов мы нашли ответ: с нынешнего сезона начинаем делать музыкальные мероприятия для нарвитян под эгидой «Ээсти Контсерт» вместе с центром «Женева» прямо в Нарве.

- И какая от этого польза для Йыхвиского концертного дома?

- Думаю, здесь опять-таки мы все выигрываем, ведь появляются новые культурные проекты для нашего региона. Десять лет назад предубеждение относительно Ида-Вирумаа было очень большим: говорили, что «Эстония начинается с Раквере», боялись оставить машину на парковке возле ЙКД и т.д. Десять лет Йыхвиский концертный дом вносил свой вклад в изменение этих установок, в результате к таким вещам, как «концерт в Йыхви», Эстония привыкла. Теперь надо так же «открывать» Нарву.

- Планируются ли в Концертном доме в ближайшие годы какие-то большие перестройки, ремонты?

- Мелкие ремонты постоянно идут, здание ведь огромное. Более крупные планы… Да, есть, но их реализация зависит от государства, от местного самоуправления, от развития проектов вокруг йыхвиского парка и променада.

- Раз уж заговорили о ремонте, скажу своё личное мнение, в котором я твёрд с самых первых дней существования ЙКД. С точки зрения акустики, новый большой зал, наверное, действительно хорош, не спорю. С точки зрения зрительской, зал бывшего Йыхвиского культурного центра-Дворца культуры «Октообер» был гораздо лучше: там происходящее на сцене было хорошо видно с любого места амфитеатра. Уровень подъема нынешнего зала это не позволяет. Не планируется ли откорректировать зальную «геометрию»?

- Именно таких планов сейчас нет. Мы будем делать зал удобнее для людей с особыми потребностями. Тем не менее благодарю вас за замечание и передам его нашим архитекторам и инженерам.

- Десять лет позади. Чем новеньким планируете удивлять в следующем десятилетии?

- Мы уже опробовали несколько новых форматов, которые намерены продолжать. Это - концерты-творческие встречи с эстонскими музыкантами и программа «Шедевры из Кадриорга», которую проводим вместе с Художественным музеем и мызами Кукрузе и Сака. В эти дни стартует фестиваль фильмов Северных стран, одной из площадок которого станет Концертный дом. Готовимся вместе с Балтийской киношколой провести в феврале первый фестиваль кинофантастики. Будут и другие проекты, в том числе международные. Но, как я уже говорила, реализация некоторых планов зависит и от внешних факторов, прежде всего от развития среды вокруг ЙКД.

- Госпожа Тамм, за эти годы в ваших стенах перебывало немало знаменитостей. Кого ещё вы мечтаете заполучить сюда?

- Мне вспоминается, как в 2012 году на балетном фестивале у нас встретились композитор Арво Пярт - на сегодня, самый известный эстонец в мире - и хореограф Михайловского театра испанец Начо Дуато. До сих пор перед глазами картина: как каждый из этих мастеров мирового уровня волновался, понравится ли другому то, что он сделал! В такие минуты понимаешь, что вся твоя работа - это такой маленький вклад на этом великом фоне…

Что же касается будущих гостей, знаете, у меня десять лет есть одна мечта. В детские годы для меня самым красивым мужчиной был Михаил Боярский, и сейчас всякий раз, когда мы планируем следующий сезон, я спрашиваю коллег: «А Боярский будет?»… (смеётся) Несколько лет пробовали его сюда пригласить, но рабочие графики артиста не позволяли.

Если же говорить о звёздах мировых, то там это ещё сложнее, потому что надо не только вписаться в их гастрольные туры по мировым столицам, но и быть уверенным, что здешняя аудитория осилит очень дорогие билеты. Так что пока эти звёзды если и будут выступать, то в Таллинне. Вот когда в Ида-Вирумаа будет хотя бы миллион жителей - тогда и мы уверенно сможем их пригласить.

Как бы то ни было, постараемся, чтобы очередной сезон был интересен для самых разных сегментов аудитории.

Наверх