Райво Варе: договор о границе нам нужен

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Scanpix, Eero Vabamaegi

"После украинских событий стало очевидно, что любая ясность лучше всякой неопределенности. Тут даже говорить не о чем", - отметил бизнесмен, экономист-аналитик и экс-министр Райво Варе, комментируя Postimees визит эстонских парламентариев в Москву.

На вопрос, поможет ли визит ратификации Пограничного договора, Райво Варе ответил, что парламентская дипломатия редко приводит к чему-то конкретному, особенно на Востоке: "Честно говоря, если посмотреть на состав нашей делегации, то это не те люди, которые договариваются о таких вещах, как ратификация Пограничного договора. Это нереально. С одной стороны, техническую договоренность должны довести до конца МИДы двух стран. Кроме того, нужно политическое решение, то есть решение Путина - у них, и правящей коалиции Рийгикогу - у нас. Это реальные договоренности, от которых зависит судьба ратификации. А все остальное – туфта, просто показуха".

Заведомый скептицизм эксперта вызвали ключевые фигуры московских встреч: "Алексей Пушков и Леонид Слуцкий – это не те люди, которые могут реально повлиять на ход событий в этой сфере. Они точно не относятся к разряду «хороших знакомых» Эстонии, в числе которых в свое время был Михаил Маргелов. Это другой уровень", - подчеркнул аналитик, добавив, что его скептицизм основан на личном опыте.

"Я в этом плане пессимист, но поездка наших парламетариев в Москву - это хороший жест, попытка создать нормальную видимость при всем при этом. Почему бы и нет? Тем более, что договор о границе нам нужен", - добавил он. 

Нужен, несмотря на особое мнение части эстонских политиков и экспертов о бесполезности документа. "Разные мнения - это все несерьезно. На самом деле,если уж на то пошло, то существуют другие, и вовсе не российские, школы международного права, которые не рассматривают этот договор в таком контексте, как принято у нас, начиная еще с конца 80-х", - напомнил аналитик.

"Многие люди на внутреннем поприще делают политический бизнес на этом деле. Однако, после украинских событий стало очевидно, что любая ясность лучше всякой неопределенности. Тут даже говорить не о чем", - уверен Райво Варе. 

Рассуждения противников договора, как напомнил Райво Варе, сводятся к тому, что документ нельзя считать гарантией безопасности, поскольку у Киева с Москвой, дескать, был договор от 2004 года, но это не помешало России повести себя нехорошо. "Это правда, - говорит Варе. - Ну и что? Зато теперь никто не может опровергнуть, что у них хотя был этот договор. А у нас сейчас  есть только неопределенность. И зачем это консервировать? Это ничего не дает - ни с позиции нашего самоутверждения, ни с точки зрения признания российской стороной правовой преемственности. Как мы их заставим? Они просто не будут этого делать и все. Они и раньше-то не хотели этого делать, а теперь и подавно. И тем более, не будут решать какие-то другие вопросы, связанные с намеком на территориальную претензию. Это вообще противопоказано с точки зрения всего и вся. И не только им".

Вывод, по оценке аналитика, напрашивается очевидный: "В дурную ситуацию мы сами себя загнали, теперь сидим, и непонятно, чем занимаемся. Нам нужен и этот договор, и любые движения, которые позволят его довести до логического конца. Для меня эта необходимость очевидна".

Кроме того, не менее серьезной стороной вопроса является техническая тема. Это связано с реальными методами контроля за реальными делами. «Открытая граница - это словно фильм ужасов для пограничников и, между прочим, наших органов безопасности», - подчеркнул Райво Варе.

Что касается поездки эстонских парламентариев в Москву, то, с одной стороны, это хороший жест, а, с другой, есть одно но... В ходе ответного визита, как предположил Райво Варе, может возникнуть щекотливая ситуация, если Россия вдруг решит отправить в Эстонию подсанкционных политиков: «По всей видимости, мы не сможем не следовать генеральной линии. Тогда все окажется контрпродуктивно и поднимется шумиха на российской стороне».

Комментарии
Copy
Наверх