Люганузеская волость за два года потеряла 300 жителей, то есть почти десять процентов своего населения. Это заставило волостных руководителей проанализировать, насколько влияет на отъезд людей порядок поддержки образования по интересам, пишет «Северное побережье».
Люганузеская волость потеряла за два года более 300 человек
Люганузеская волость приняла пару лет назад порядок поддержки образования по интересам, согласно которому волость не платит за образование по интересам тех ребят, которые учатся в основной школе за пределами Люганузеской волости. Исключение сделано для тех детей, которые на момент утверждения порядка уже учились в другой школе и уже посещали школу по интересам, а также для учеников русской школы, которые вынуждены учиться за пределами волости по причине отсутствия на месте русскоязычной школы.
По сути, этот порядок лишает возможности получать образование по интересам учеников эстонской школы, которые учатся в основной школе за пределами волости, ведь школы по интересам не заключают договоры с родителями детей. Так что единственная возможность – перерегистрироваться в какое-то другое самоуправление, которое такие ограничения не устанавливает.
Теперь, когда за два года Люганузескую волость покинули 300 жителей, то есть почти десять процентов населения волости с 3300 жителей, волости пришлось проанализировать, насколько на отток населения влияет именно данный порядок.
Люганузеская волость объяснила введение такого порядка необходимостью поддерживать и беречь свои школы и детсады. «Если мы не сбережем то, что имеем, то, может быть, будем вынуждены говорить уже о многократно большем количестве уезжающих», – сказал волостной старейшина Виктор Рауам.
В волости имеются две школы. В средней школе Люганузе в 1-й класс нынче пошли шесть ребят, в Майдла – четыре ребенка. В прошлом году цифры были такие же. В обеих школах менее ста учеников: в Люганузе – 96, в Майдла – 54. То есть разумность содержания двух школ под вопросом, и благоприятствование своим понятно. Бюро канцлера юстиции проанализировало принятый порядок и признало, что в нем имеются шероховатости в части основных прав, однако благая цель их перевешивает.
Много ли детей добавилось в люганузеской или майдлаской школе благодаря порядку поддержки? Рауам констатировал, что этого никто не изучал.
«Мы как раз ищем специалиста, отвечающего за сферу образования и культуры, который сумел бы основательно углубиться в тему и проанализировать, что и насколько разумно», – Рауам признал, что пока исследование ограничивалось переговорами с чиновниками, знающими людей, которые могли бы быть связаны с проблемой.
«Северное побережье» поинтересовалось у трех человек, которые из-за порядка поддержки образования по интересам прописались в другом месте, и все трое признались: они с радостью оставались бы жителями Люганузеской волости, однако ни разу не рассматривали в качестве альтернативы одну из волостных школ. Причины, почему предпочтение отдается другим школам, разные, но результат один: родители вместе с детьми выписываются из волости и прописываются в соседнем самоуправлении. Одна семья через год прописалась обратно – и система работает: теперь волость оплачивает счета за образование по интересам.
Рауам тоже отметил, что родители желают своим детям лучшего и они ищут пути, чтобы этого достичь. Но даже если это работает в ущерб волости, которая теряет детей и налоговый доход их родителей, в конечном итоге все упирается в деньги: неполученные суммы меньше, чем суммы, которые пришлось бы платить за образование по интересам. А когда денег не хватает, то приходится делать выбор, и нынешний выбор, по крайней мере на ближайшие пару лет, – это сохранить порядок поддержки образования по интересам в нынешнем виде.