Акушерка, осужденная за гибель ребенка: я тоже совершила ошибку

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Снимок иллюстративный.
Снимок иллюстративный. Фото: Andres Haabu / Postimees

Акушерка Мооника Таммель, по вине которой во время родов на дому скончался ребенок, признала в Харьюском уездном суде, что во время трагических домашних родов, случившихся в прошлом августе, было допущено много человеческих ошибок, она сама должна была быть более решительной и отправить роженицу в больницу.

Вы попали под суд из-за трагически завершившихся домашних родов, в понедельник был вынесен приговор. Какое наказание вам назначили?

Мне было назначено четыре года лишения свободы с пятилетним испытательным сроком. А также запрет на работу акушеркой сроком на три года.

Вы будете обжаловать приговор?

Я решила, что это не имеет смысла. В глазах закона я виновна, и то, что на самом деле произошло, на это повлияли человеческие факторы. Все виноваты в какой-то мере. Но в глазах закона все-таки виновен специалист. Некоторые мои личностные особенности завели дело так далеко, насколько это возможно. Я принимаю это наказание и не буду его обжаловать.

Что станет с вами дальше? Вы долгие годы работали акушеркой и были связаны с домашними родами.

Я смогу работать в медицине, посмотрим через три года. Это время я не могу работать акушеркой, но никто не говорит, что я не могу помогать женщинам во время родов в качестве поддержки. Не предлагая свои услуги официально, я смогу делиться своим опытом. Через три года будет видно.

Вы продолжаете общаться с семьями, которые хотят рожать на дому. Отталкиваясь от этого случая, можете ли вы им что-то посоветовать, что нужно делать, чтобы таких ситуаций больше не возникло?

Доверяйте тем людям, которые в больнице говорят, как нужно вести себя во время конкретных родов. Может ли женщина вообще задуматься о родах на дому? Если у тебя беременность и роды в зоне риска, надо сказать, когда тот последний момент. В то же время, отправляясь в больницу вовремя, у тебя есть возможность лучше выразить свои пожелания, чем отправляясь туда в последнюю минуту. Это для меня урок.

Если говорить об этом конкретном случае, приняли ли эти люди ваши рекомендации?

Я сказала вначале, что они могли бы поехать в больницу, поскольку дело зашло так далеко, но потом мы стали думать, а что если… Я видела, что они ждут, чтобы кто-то сказал им, что не надо ехать в больницу. Я стояла на том, что они сами знают, чего хотят. Как специалист я должна была быть жестче и несколько более решительной, сказав, что сейчас не время для игр. Это абсолютно моя ошибка.

Гинекологи теперь выступают против родов на дому? Когда в прошлом августе я говорила об этом случае в Восточно-Таллиннской центральной больнице, у меня сложилось такое впечатление, что гинекологи не очень рады тому, что это происходит?

Конечно, они не очень рады, но это не их дело. У человека в наше время должен оставаться выбор, где и что он хочет делать. Наше общество пришло к тому, что человек хочет сделать свой выбор, а не чувствовать, что он находится в вынужденном положении. Мы больше не в прошлом веке, мы пришли к тому, что человек сам может быть ответственным, самостоятельно решать. Если он хочет решать сам, он должен знать обо всех своих рисках. Но если он решит, что хочет рожать, где заблагорассудится, это его выбор.

Насколько велико число родов на дому? Может ли возникнуть ситуация, при которой чем их больше, тем выше риск, что что-то пойдет не так и слово акушерки приобретет больший вес?

Женщины точно могли бы слушать, что говорит акушерка. Но я не верю, что это поле работы внезапно увеличится и возникнет хаос. Больше есть опасений, что дело того стоит. Всегда найдутся те, кто поедут в больницу, а какой-то небольшой процент решит, что они не хотят туда ехать, что они хотят родить ребенка в своей домашней обстановке. Конечно, врачи боятся этого. Чем больше они боятся, тем больше возникает хаоса. Энергия страха очень сильна и только добавляет новых страхов, поэтому люди всегда получают то, чего они боятся. Чем меньше мы боимся, тем меньше получаем того, чего в своей жизни не хотим.

После этого случая кто-нибудь из ваших коллег отказался принимать роды на дому?

Не знаю. Сейчас только у одной акушерки есть эта лицензия, тартуские акушерки ходатайствуют, но я не знаю, получили ли они ее. Это правда, что акушерки не хотят идти, пока у них не будет лицензии.

Но раньше же ходили, годами в Эстонии принимали роды на дому.

Люди боятся, что если ты попадешься, у тебя будут проблемы с законом.

Вы встречались с этой семьей потом за пределами зала суда? Обсуждали между собой этот случай? Есть у вас к ним претензии или у них к вам?

Напрямую я с ними не говорила, поскольку они этого не захотели. Я знаю, что мои коллеги говорили с ними, помощница акушера говорила. Конечно, они винят и себя, и меня. Там много чего было на месте… мы неправильно друг друга поняли. Знаю, что они абсолютно не хотят, чтобы об этом говорили или упоминали. Они в этом смысле враждебно настроены к СМИ и не хотят, чтобы дело было предано огласке.

Это понятное желание, но в то же время тема касается многих женщин. Этот случай еще и пришелся на неудачное время (Он случился через несколько дней после легализации домашних родов. – прим. автора)

Это были не запланированные домашние роды. Просто в тот момент было решено, что мы подождем последнего момента, причем я не поняла, когда этот последний момент, поскольку ребенок начинает рождаться. Я так и поняла, что они хотят рожать дома. Это было решение, принятое в последний момент, а не запланированные домашние роды. Просто остались на месте и никуда не поехали. Это нельзя преподносить как то, что это были домашние роды. Запланированны роды на дому предполагают другие договоренности, другую подготовку. Это совсем по-другому.

Когда все это произошло, говорили, что ранее вы не были знакомы с семьей, что вы кого-то заменяли.

Я с ними вообще не сталкивалась. Просто помощница акушера попросила прийти и посмотреть, какое открытие (шейки матки. – Прим. автора).

У самой помощницы акушера есть медицинское образование? Кто она?

У помощницы психологическое образование, медицинского нет. Оно и не требуется. Помощник акушера – человек, который оказывает психологическую поддержку.

Помощница акушера может отправиться в больницу вместе с роженицей?

Да, у них так и планировалось вначале, что они поедут все вместе. То, что я там осталась, и придало им смелости никуда не ехать. Моя ошибка была в том, что я там вообще осталась. Можно было посмотреть, что ок, вот такие дела, я ухожу. Не знаю, что вы будете делать дальше, если вы немедленно не хотите ехать в больницу. Было ошибкой там остаться, а теперь я просто должна принять свое наказание.

Наверх