В рамках кампании Министерства социальных дел по борьбе с гендерными стереотипами на трудовом рынке, проводятся мероприятия для детей, где мальчиков и девочек знакомят с профессиями, которые обычно считаются "нетипичными" для их пола. Одно из таких мероприятий "Дни карьеры для мальчиков и девочек" прошло в Нарвском колледже. Его руководитель Кристина Каллас поделилась с Rus.Postimees своими мыслями о карьерных возможностях представителей разных полов и ответила на вопрос, почему в эстонской политике так мало женщин.
Руководитель Нарвского колледжа: многих женщин отталкивает «мужская» среда Рийгикогу
Не думаю, что в Эстонии существуют типично женские или типично мужские профессии, ведь у нас нет дискриминации по половому признаку. Иногда, конечно, женщине могут сказать, что эта работа ей как женщине не подходит, или, наоборот, мужчинам не разрешают работать в каких-либо областях. Но все же, мне кажется, что это единичные случаи.
Однако в различных сферах деятельности все же существует неравенство между людьми разного пола. Нужно признать, что равные права, которые у мужчин и женщин есть по закону, еще не означают равных возможностей. Построить карьеру для женщины - это не проблема, но как только у нее появляется ребенок, она оказывается в неравном положении на трудовом рынке, по сравнению с теми, у кого нет детей. Решение — равная ответственность обоих родителей в воспитании ребенка и более гибкое распределение рабочего времени. Политики об этом уже столько раз говорили, но так и не сделали реальных шагов в этом направлении. Поскольку женщин в нашей политике мало, решения принимают в основном мужчины, для которых такое распределение рабочего времени — норма. Получается замкнутый круг.
Гибкий рабочий график помог бы уменьшить это неравенство. Не случайно женщины более активны в государственном и некоммерческом секторах. В этих областях они успешно развиваются, потому что могут более гибко организовать свою карьеру и семейную жизнь. Кроме того деятельность в этих секторах не предполагает длинных вечерних приемов или ночных собраний. В политике же многие решения принимаются вне традиционного рабочего графика, в кулуарах, поэтому многие люди, которые занимаются воспитанием детей, отходят от этой деятельности.
Если в той или иной профессии концентрируется большое количество людей одного пола, естественно, что в этой группе начинают преобладать понимание, ценности и манера общения, свойственные именно этому полу. Когда в школе большинство учителей — женщины, в неравном положении могут оказаться мальчики, потому что от них будут ожидать соответствия нормам, принятым в женской среде. Если в политике много мужчин, тогда там распространяются нормы поведения, которые более свойственны мужчинам, и женщинам приходится отойти в сторону. Многих женщин отталкивает та среда общения, которая сложилась в Рийгикогу. Мне очень нравится, как о ней пишет Виктория Ладынская в своем «Политдневнике». Финальные дебаты кандидатов на пост премьер-министра она описывает уже не как борьбу двух политиков, но как схватку двух альфа-самцов. Это говорит само за себя.
Борьба с гендерными стереотипами крайне важна, и я восхищаюсь работой Министерства социальных дел. Мы в Нарвском колледже тоже приняли участие в кампании, которая пропагандировала профессию учителя для мальчиков. Думаю, что подобные мероприятия помогут разрушить гендерные стереотипы, что со временем решит многие проблемы, в том числе — позволит сбалансировать перевес женщин в школе, чтобы и у мальчиков были равные возможности для развития своего потенциала.