В редакцию Rus.Postimees обратился читатель Александр, который считает, что был незаконно уволен с автозаправки после получения производственной травмы. У представителя Olerex совершенно другая версия событий.
Бывший работник Olerex: меня незаконно уволили после получения травмы
Александр говорит, что с августа был работником автозаправки Lukoil, которая теперь принадлежит топливной фирме Olerex. Мужчина, который находился на испытательном сроке до середины декабря, считает, что его недавнее увольнение было незаконным. «Так получилось, что пятого ноября принимал товар и на ногу мне упал деревянный поддон, - рассказывает Александр. - Начальство запретило мне брать больничный по производственной травме, поэтому я взял обычный больничный у семейного врача из-за простуды. Шестого ноября находился дома и мне прислали документ, что со мной прекратили трудовой договор».
По словам читателя, в причинах увольнения был указан недавний инцидент, хотя его удалось разрешить с начальством, и это не могло стать поводом для расторжения договора. «Я делал постоянным клиентам скидку с помощью своей рабочей карточки. Приехал пятого числа наш внутренний контроль за разъяснениями, и я написал объяснительную, - говорит Александр. - В итоге они насчитали 740 евро - общая сумма с августа, на которую я сделал скидку клиентам. Заставили подписать бумаги, чтобы с меня высчитали эту сумму, и обещали оставить на работе. Потом произошел этот случай с поддоном, а шестого ноября со мной был расторгнут трудовой договор».
Загадка травмы
Руководитель по маркетингу Olerex Яанне Лайк подтвердила, что Александр был их сотрудником и начал работу в Lucia Amabile AS (ранее Lukoil Eesti AS) в августе. «Мы расторгли трудовой договор с этим сотрудником в чрезвычайном порядке шестого ноября 2015 года на основании статьи 88 Закона о трудовом договоре, - говорит Лайк. - Выяснилось, что на протяжении долгого времени он злоупотреблял служебными полномочиями, чем объясняется потеря доверия к нему с нашей стороны, и его деятельность принесла нам денежный ущерб».
Известно представителям фирмы и о травме Александра, вот только они уверяют, что она не была получена им во время работы. «Он обратился в службу экстренной помощи седьмого ноября, где ему зафиксировали перелом большого пальца ноги, который, по его словам, он получил на работе пятого ноября, - рассказывает Лайк. - Мы попросили объяснений от руководителя заправки и от коллег Александра, которые с ним работали в тот день. Никто ничего не знает о травме, а на видеозаписях с камер наблюдения не зафиксировано подобного инцидента».
Также Яанне Лайк добавила, что врач называет перелом пальца тяжелой травмой, и Александр должен был его зафиксировать в тот же день, когда и получил травму, то есть пятого ноября.
Александр объяснил, почему не сразу обратился к врачу. «Поскольку не было срочной необходимости сразу же ехать в травматологию, я записался к семейному врачу на понедельник, девятое ноября, - рассказывает бывший сотрудник Olerex. - Мы с ней согласовали, что я приду на осмотр и тогда станет ясно, есть ли смысл оформлять произведственную травму».
Но до понедельника мужчина не смог ждать. «На выходных мне стало нехорошо: палец на ноге стал опухать и поэтому мне пришлось ехать в травматологию раньше, - объясняет Александр. - Там уже мне сделали рентген и поставили диагноз».
Также мужчина уверяет, что работодатель был в курсе его травмы. «Был разговор с заведующей станции, в ходе которого я рассказал о своей травме и просил в связи с этим уйти с работы пораньше, - говорит Александр. - Меня попросили доработать, поскольку менялась кассовая система. Я согласился, так как боль в ноге тогда не была настолько сильной».
Бывший работник Olerex был не удивлен тем фактом, что никто из коллег не подтвердил получение им травмы в тот день. «У нас идет слияние двух фирм, поэтому происходит чистка кадров и, конечно, все бояться за свое место», - считает Александр.
Мужчина сказал, что не намерен сдаваться, и уже обратился в Трудовую инспекцию и к адвокату, чтобы добиться справедливости.
Права и обязанности
По словам руководителя юридического бюро Invictus Юри Асари, при испытательном сроке расторжение трудового договора несколько упрощенно как для работника, так и для работодателя. Правда, существуют и свои особенности. «Даже если человек на испытательном сроке, то его необходимо уведомить об увольнении за 15 календарных дней, - поясняет Асари. - Если работодатель или работник предуведомляет об отказе позднее, чем установлено законом или оговорено коллективным договором, то работник или работодатель имеет право получить компенсацию в размере, в котором он имел бы право получить ее при соблюдении срока предуведомления».
Асари подтверждает, что на основании некоторых положений статьи 88 работника можно уволить и со дня без выплаты компенсации, но связанное с этим увольнение гораздо больше шансов оспорить, нежели, например, расторжение договора на основе непрохождения испытательного срока.
«Конечно, испытательный срок не делает работника неприкосновенным, поэтому если работник совершает какой-то проступок, то его можно уволить по 88-ой статье. Можно расторгнуть договор и со дня, но только если нарушение было очень грубым, - объясняет Асари. - А было это нарушение серьезным или нет - решает уже комиссия по трудовым спорам или суд. В этой истории работник, например, может заявить, что работодатель не проинформировал его о порядке предоставления скидок, а значит и требовать ничего не может».
Юрист отмечает, что подать заявление в комиссию по трудовым спорам на оспаривание расторжения трудового договора можно в течение месяца и теперь отчет начинается не с момента прекращения договора, а после получения работником извещения.
При получении травмы на работе Асари советует зафиксировать инцидент и полученные увечья. «Работодатель обязан составить акт о несчастном случае на производстве или работе. И это надо делать сразу. Также необходимо и у врача зафиксировать, что это была рабочая травма, - рекомендует юрист. - После этого надо обращаться в Трудовую инспекцию к специалистам, которые занимаются вопросами безопасности труда. Но тут много рисков, поскольку обязательно будут проверять, насколько работник сам виноват, был ли инструктаж по технике безопасности сделан и так далее».