Канчели своей музыкой доволен не бывает

, культурный обозреватель
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Широким массам творчество композитора Гии Канчели известно по музыке к таким фильмам, как «Мимино» и «Кин-дза-дза».
Широким массам творчество композитора Гии Канчели известно по музыке к таким фильмам, как «Мимино» и «Кин-дза-дза». Фото: Mихкель Марипуу

Произведения известного грузинского композитора Гии Канчели можно услышать в самых престижных концертных залах мира в исполнении лучших музыкантов.

В минувшую пятницу в концертном зале «Эстония» прозвучали наиболее яркие из числа его самых последних сочинений. Дирижировал Андрес Мустонен.

75 — для композитора это много, мало или не имеет никакого значения?

И первое, и второе и третье — все зависит от конкретно­го момента времени. Это мно­го, например, когда я понимаю, сколько еще не сделано, а такое со мной бывает часто.

О чем в последнее время больше всего думаете?

Часто думаю о смерти и о том, что я успел сделать в своей жизни. О своих детях — у меня два сына и дочь. Дочь живет в Тбилиси, сыновья в Германии. Я каждый день общаюсь с ними по
Skype и в какой-то мере это заменяет нам личные встречи. А вот быть дедом не получается, так как я с внуками живу в разных странах.

Что вас больше всего огорчало или радовало в последнее время?

Меня очень огорчает то, что происходит в последнее время в мире — мир становится непредсказуемым, пропасть между религиями углуб­ляется, зло стало повседневным явлением.
А если что радует (улыбается), так такие, например, мелкие штучки, как то, что я могу курить в номере отеля.

Музыковеды сравнивают ваше творчество с творчеством Арво Пярта и Джона Тавенера. Как вы относитесь к этому, это для вас честь или скорее огорчает? Ведь каждый композитор хочет быть оригинальным, стоять отдельно.

Меня это радует, поскольку как Пярт, так и Тавенер являются композиторами, которых я люблю и ценю. Но со вре­менем эти сравнения неизбежно исчезнут, поскольку как у Пярта и Тавенера, так, на­верное, и у меня будет именно свое место в музыке. Для того, чтобы оно нашлось, потребуется некоторое время.

Ни один дирижер или композитор никогда не бывает доволен собой. Иногда кажется, что это просто некая поза, поскольку, будем честны, нельзя же бесконечно быть недовольным собой. А вы бываете иногда довольны собой?

Вынужден вас разочаровать — полного удовлетворения я не испытывал, поскольку всегда у меня было чувство, что то или иное произведение можно было и следовало бы улучшить, что сделало бы его более совершенным. Но приходит момент, когда я чувствую, что это уже мне не по силам, поэтому чувство недовольства во мне остается.

Что делает из хорошего композитора очень хорошего композитора и в чем тут разница?

Разница есть и она зависит от того, кого и как долго помнят.

В 1991 году вы с семьей перебрались в Берлин и остаетесь за границей и сейчас. Вы скучаете по Грузии?

Иногда ошибочно считают, что я эмигрировал, на самом деле я получил от Германии творческую стипендию, которую, между прочим, получил и Арво Пярт. Это редкая возможность — мне предоставили в Берлине квартиру с отличным роялем и в течение года от меня никто ничего не требовал. Мог писать, мог не писать.

Я писал. Но я был счастлив получению стипендии, поскольку по внутриполитическим причинам мне тогда очень хотелось уехать их Грузии.

То, что я продолжаю оставаться за рубежом, вызвано тем, что пошли заказы, это дало мне финансовую возможность остаться и после прекращения выплаты стипендии. Мы с женой сняли небольшую квартиру и долго жили с осознанием того, что в шкафчике должны лежать деньги на обратный билет.

Теперь мы уже много лет живем в Антверпене, но очень часто бываем и в Тбилиси. Когда я нахожусь далеко от родного города, то скучаю по оставшимся там членам семьи и друзьям, а иногда и по каким-то улицам, домам и запахам...

В октябре в Тбилиси прошли ваши юбилейные концерты, на которые вы пригласили в качестве дирижера Андреса Мустонена. Почему именно его?

Андрес по-особенному относится к моей музыке, и я очень благодарен ему за это. Он играет мои произведения часто и делает это очень одухотворенно.

Гия Канчели

• 1963 — окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции.
• 1971 — по приглашению Роберта Стуруа стал музыкальным руководителем Театра Руставели в Тбилиси.
• 1991 — получил творческую стипендию от Германии и перебрался в Берлин, затем в Антверпен.
• Написал 7 симфоний, одну оперу, музыку к 40 теат­ральным постановкам
и 42 фильмам.

Комментарии
Copy
Наверх