Всего лишь несколько месяцев тому назад посол США в Эстонии Майкл Полт напомнил нам, что последствиями войны следует заниматься не только сразу после военных действий, но и потом, когда солдаты возвращаются домой.
Замалчивание — это не решение проблем
Посол знает, что говорит. Американцы сталкивались с таким явлением, как поствоенный, или посттравматический, синдром и знают, к каким последствиям он может привести, если оставить его без внимания.
В Эстонии поствоенный синдром в тяжелой форме диагностирован примерно у двух десятков военнослужащих, побывавших за границей в зоне боевых действий. Но на самом деле им может страдать гораздо большее число наших военных. Они боятся обращаться к психологу.
Страх стать «заклейменным», опасение, что психологическая проблема может отразиться на военной карьере, пересиливают желание людей получить необходимую помощь. Но замалчивание этой проблемы ее не решит.
Все должны понимать, что пребывание в зоне боевых действий сказывается на психике человека. Соприкосновение со смертью всегда травмирует душу. Не говоря уже о ситуациях, когда это происходит в непосредственной близости от тебя, на твоих глазах, с твоими друзьями и боевыми товарищами.
Плюс чужая среда, непривычная природа, изоляция, отсутствие связи с близкими и друзьями, постоянный риск для собственной жизни и жизней однополчан.
Опыт других стран, военнослужащие которые уже сталкивались с поствоенным синдромом, говорит о том, что самыми типичными его проявлениями являются злоупотребление алкоголем и насилие в семье.
Характерными симптомами синдрома, по словам психологов, являются повышенная возбудимость, злость, излишняя эмоциональность, неуравновешенность.
Люди предпочитают не говорить об этой проблеме, думая, что она может негативно подействовать на пострадавшего и его родственников. В результате на нее обращают внимание, когда последствия становятся уже очень серьезными.
Ясно, что Силы обороны должны создать условия, чтобы каждый мужчина или женщина, у которого возникают психологические трудности, мог своевременно получить помощь, не боясь, что из-за этого они могут потерять работу или получить «клеймо психопата».
У военнослужащих должна быть уверенность в том, что временная или длительная нетрудоспособность, вызванная поствоенным синдромом, не оставит их без хлеба насущного.
Одним из вариантов решения этой проблемы могло бы стать предоставление им тех же гарантий, которые имеют военнослужащие, получившие тяжелые физические повреждения.
Хотя психологические травмы не всегда заметны неспециалистам, это не значит, что они менее серьезны, чем физические увечья.