Несмотря на разгоревшуюся дискуссию, до сих пор неясно, кто же отправится в Европейскую счетную палату от Эстонии. Причина, на самом деле, очень простая. «Республиканцы» IRL, считающие себя профессионалами политических игр, просто не могут смириться с тем, что партнер по коалиции им четко сказал «нет».
Анвельт: IRL не понимает слова «нет»
Надо отметить, «Союз Отечества и Республики» не без основания упрямится: не так давно им по той же схеме очень изящно удалось пристроить отошедших от политических дел коллег. Аргумент, кажется, был такой же – CV отвечает требованиям! Так стал Яак Аавиксоо ректором ТТУ, хотя половина совета была против. Так стала Лийза Пакоста уполномоченным по гендерному равноправию, хотя представители третьего сектора в один голос выступили против. Но отечественники поставили их на место.
Не все то золото, что блестит. Лишь по безупречному CV на работу не принимают. О том, что отечественники всем сердцем хотят усадить Юхана Партса на пару лет в теплое кресло с зарплатой в пару десятков тысяч евро в месяц, ходили слухи уже несколько месяцев назад. Уверенность в том, что реформисты не собираются этому препятствовать, воодушевила их еще больше.
Однако в эту бочку меда влезла ложка дегтя социал-демократов, у кого грехи Партса свежи в памяти. Несчастливый конец Estonian Air, а также горящие ярким пламенем сотни миллионов евро госбюджета в Eesti Energia - это, конечно, самые захватывающие примеры. В этом ряду и формирование совета EAS, что называется, своими людьми. За все это нужно отвечать. Нельзя не отметить и то, что из-за огромных инвестиций в электростанцию Аувере стоимость активов придется существенно снизить.
Признаю, что наше «нет» могло бы прозвучать гораздо раньше. Хотя аргументов в пользу Партса изначально не хватало, мы все же решили обдумать идею наших коалиционных партнеров. Это дало отечественникам надежду, что отправка Партса в Европейскую счетную палату все же состоится. В тихих кабинетах и просторных коридорах стали доносится отголоски идеи о взаимовыгодном обмене: от распределения портфелей на высоких постах до президентского кресла.
Но купцы из соцдемов не вышли, наши экс-политики могут найти себе новые вызовы и без партийного вмешательства. Поговаривали, что «компромиссом» могла стать поддержка «Союза Отечества и Республики» прикладного акта к Закону о совместной жизни. Однако заверю, у нас не было мысли заставлять отечественников отличаться от консерваторов.
При этом мы попросили наших коалиционных партнеров не принуждать своих депутатов, которые поддерживают Закон о партнерстве, голосовать вопреки себе за предложение Консервативной народной партии. «Компромисса» не вышло, но отечественники все равно пытаются его использовать, чтобы выразить свое возмущение, когда речь заходит о тающих надеждах Юхана Партса.
«Не мытьем, так катаньем», - подумал Свен Сестер и выдвинул-таки кандидатуру Юхана Партса. Как новогодние петарды, стали выстреливать в поддержку Партса бывшие и действующие «республиканцы», а также коллеги из того самого правительства, которое поддержало «судьбоносные» решения Партса, когда тот был министром.
Должны ли мы отправлять Партса в Брюссель лишь из сочувствия, догадываясь, что он пережил в последние недели? Думаю, нет. Конечно, о Партсе кричали из каждого утюга, кто-то его успел, наверное, и пожалеть. Однако что бы не делалось, все было осознанным решением, как Партса, так и его партии. Они готовы бороться за это место, используя любые возможности: приличное CV, влиятельные друзья, даже жалость! И все это, несмотря на то, что люди, как показывают разные опросы, считают, что Партс на эту должность не подходит. И все это, несмотря на то, что один из партнеров по коалиции четко заявил, что кандидатуру Партса не поддержит.
Мы могли бы раньше начать думать над тем, кто достоин отправиться в Европейскую счетную палату. К сожалению, пока мы определились лишь в отношении одного кандидата. Кандидата, который этот пост занять не должен.