"Евросоюз действительно пребывает в очень глубоком кризисе. Он во многом связан с исчерпанием той институциональной модели интеграции, которая существовала ранее, и с отсутствием новой модели, которая бы успешно обслуживала тот Европейский союз, который есть сейчас, – с большим количеством стран, с очень высокой степенью неоднородности как между странами, так и внутри них", - считает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
"Эта внутренняя проблема, по сути, и вызывает паралич, ситуацию крайне низкой внешнеполитической эффективности, когда Евросоюз внутри себя с трудом может принимать решения по самым важным вопросам. В этом плане Европа сейчас - достаточно сложный и довольно слабый партнер. Но представление, которое есть в России, что Европа полностью зависит от США, безусловно, преувеличено", - полагает эксперт.
"Существует Великобритания, которая ориентируется на Соединенные Штаты практически полностью, существует Германия, крупнейшая страна ЕС, которая, однако, не выступает как самостоятельная внешнеполитическая сила. В отдельные моменты начинает активизироваться Франция, но это в значительной степени зависит от внутриполитической ситуации в стране. После президента Де Голля Франция проявляет все меньше самостоятельности во внешней политике. В 1990-е годы европейцы очень активно двигались в направлении интеграции, тогда была создана единая валюта, единый банк, единые органы власти, но на этом пока все закончилось. А внешняя политика ведь не может формироваться без единой оборонной политики, то есть формирования объединенных вооруженных сил", - говорит директор Фонда изучения США имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.