Cообщи

Правительство в экстазе, но чему оно радуется?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: Частный архив

Хотелось бы высказать свое мнение в связи с событиями последней недели, имевшими место в Эстонии и за ее пределами.

Уже несколько недель правительство в экстазе от того, что увеличивается экспорт. Но всегда ли это панацея от экономических проблем?

Наш экспорт узко ориентирован на Северную Европу и Россию. Малейшее изменение в торговле с ними поставит нас на колени. Есть пример Финляндии, которая в восьмидесятых годах вошла в пятёрку по уровню жизни в мире, а в девяностых - получила очень глубокий кризис, ведь львиная доля экспорта была связана с Россией.

Поэтому экспортная ориентация экономики не безусловное благо. Самые успешные и стабильные экономики построены на разумном сочетании развития экспорта, внутреннего спроса и надёжных финансовых инструментов (пример показывают здесь Китай и Германия). Достаточно вспонить, что перекос в сторону экспорта был характерен для бывших английских колоний в 50-х годах. Мы теперь в одном ряду с ними?

С остальными компонентами стабильной экономики, помимо экспорта, у нас просто завал.

Даже если у людей появляется работа, то на их покупательскую способность, а значит - на внутренний спрос в государстве это особо пока не влияет; у большинства столько проблем, накопившихся за 2 года кризиса, что появившийся доход ещё будет 2-4 года наполовину использоваться для их решения.

Кроме оживления лизинга, никаких признаков успехов в финансовом секторе нет. Жадность и недальновидность банков, которые все проблемы кризиса переложили на плечи клиентов, играет с ними злую шутку. А недоверие к финансовым структурам это не самый лучший фон для нового роста.

Самый эффективный финансовый инструмент - это собственная валюта. Наших правителей он не интересует. Впрочем, как и ценовой беспредел, который начался пару месяцев назад и сейчас превращается в реальный шок для всех. Кроме правительства.

У правительства новое развлечение: отставка министра культуры и поиск казнокрадов от дорожного строительства в министерстве экономики.

Когда в 2004-2007 году за европейские деньги строились дороги на миллиарды, эти проблемы никого не волновали. Весной 2009 года лежало без использования полтора миллиарда крон из-за апелляций на основе дурацкого закона о госпоставках и нерасторопности чиновников с документацией. Был разгар кризиса и пик безработицы. Тогда никого не интересовали проблемы конкурсов. Теперь вдруг все встрепенулись! Скоро выборы?

Есть ощущение, что реформисты до выборов будут поддерживать негативный информационный фон о деятельности структур, руководимых IRL: до этого были неэффективное использование средств министерства обороны. А потом появится ещё что-нибудь аналогичное.

Битва за избирателя на поле налоговых изменений вышла на новый виток. Реформисты выступили с очередной программой налоговых послаблений, что говорит о желании в своей политике "пусть богатые становятся богаче" идти до конца, и мы обязательно войдём в пятёрку самых благополучных стран.

Вопрос только в том, сколько из нас доживут до этого счастливого момента. Что далеко не все будут в этот момент жить здесь почти факт.

Таланты домой!? Когда об этом первый раз сказал президент, то воспринималось как фигура речи. Но некоторые политики этот девиз подхватили, и теперь программа "возвращения талантов домой" стала почти государственной. Большего абсурда представить трудно.

Это какая-то специфическая форма цинизма: тем, кто сейчас живет в Эстонии и не имеет работы, дают понять, что их уже списали в утиль, как недостаточно продвинутых и мало полезных, нужны новые люди из-за границы и для них будут создавать условия.

Свежий пример абсурдности этой идеи - Микко Фритце. Эстонца приехавшего из европейских структур для руководства целевым учереждением "Культурная столица 2011", съели в местных интригах.

Главным событием недели за рубежом стали официально объявленные серьёзные проблемы Ирландии в части государственных финансов.

На подходе с аналогичными проблемами Португалия, и есть много негативной информации о вроде бы спасённой Греции. Наш министр финансов говорит, что Эстонию это не касается. Есть ощущение, что он сам этому не верит.

Майский плакат противников евро около Банка Эстонии с надписью: зачем женится на мёртвой невесте? постепенно превращается из выходки неформалов в вопрос реальной политики.

После 2014 года по обычным процедурам Евросоюза Эстония потеряет право на большинство пособий. В любом случае придётся раскошелится на проблемы еврозоны. На подходе новые члены Евросоюза на Балканах, которым уже мы должны будем помочь. Наша собственная инфляция скоро выйдет из под контроля. Кажется, мы вляпались.

Саммит НАТО можно связать с отношениями Европы и России. Большая Европа поняла, что без России нельзя решать общеевропейские проблемы, Европа отказывается от ПРО и делает много других шагов навстречу. Американцы форсируют решение старых проблем. Одна Эстония производит впечатление
нерадивого ученика, которого все подталкивают в нужном направлении, а он всё не хочет идти.

Хотя этот саммит не отвечает на главный вопрос: для чего
вообще существует НАТО ? Для борьбы с терроризмом и гуманитарных операций можно обойтись гораздо меньшими и более эффективными
спецподразделениями.

Для внешнеполитических задач сейчас Европа расширяет деятельность единой внешнеполитической службы Евросоюза.Глобальная безопасность давно обеспечивается в формате Россия - США, США-Китай и т.д. Так что обосновать существование блока
становится очень сложно.

Постепенно вырисовывается некая абсурдность нашей политической жизни: нынешние политики ничего нового не предлагают, но и других до власти не допускают.

Появляется ощущение, что нет правых, левых, центристов и прочих, а есть только большая неповоротливая партия застоя с разными течениями.

Они разыгрывают комедию под названием политическая борьба, а в реальности работают на одну цель: ничего реально не менять. Ничего не предлагая, даже почти никого не пугая, реформисты идут к убедительной победе, и одним из факторов этого стала волна казённого оптимизма и уверенность, что, усиливая её и не давая возможности усомнится в пока далеко не очевидных успехах, удастся создать ощущение необходимости оставить всё как есть.

А тем немногим, кто сомневается в этой картине маслом, наверняка перед выборами нарисуют очередную страшилку про Эдгара и руку Москвы, плохих народников и е очень хороших соцдемов.

А где же выход? Он одновременно банален и сложен. Надо менять поведения избирателя и принципы функционирования политической системы.

Пора наконец закончить этап полуофшорного развития, создания инвестиционного рая для кого-то, и вступления куда только можно в надежде на чужие деньги. Это развитие завело нас в тупик, который является той мышеловкой, куда рано или поздно попадают все в поисках бесплатного сыра.

Надо начинать не на словах, а на деле строить независимое, социально ориентированное и правовое государство, которое делает жизнь лучше здесь и сейчас, а не в очередном светлом будущем после новых страданий.

Эстония должна стать государством, прежде всего радеющим о жителях страны!

 

Ключевые слова

Наверх